Понятие общения, его роль в жизни человека, виды общения
Общение - передача информации от человека к человеку. Это узко. Если речь идет о передаче информации, но не улавливаешь состояние человека, смысл м.б. разным.
Вообще, более 100 определений.
Но: может быть общение между двумя людьми, группой людей. Т.е. общение носит социальный характер.
Экзюпери: «Настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Роль общения очень велика. Какую роль играет общение?
1. Нельзя без общения развить личность. Дети-маугли. Эти дети – не личности; если они даже выживают, то их невозможно развить.
Если не заниматься развитием речи у глухих или не заниматься определенным образом со слепыми детьми, то будет задержка умственного развития. Недостаток общения, как правило, приводит к дефектам развития личности. Например: Если в возрасте почемучек от ребенка открещиваются, то это снижает мотивацию к учению. Но: есть вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Можно дать подсказку.
Недостаток общения в подростковом периоде. Обычно бывает отсутствие эмоционального общения. Часто с подростками, как с более взрослыми, переходим к рациональному общению. Это может привести к замкнутости, неуверенности в себе, может уйти в плохую компанию, но чаще всего эмоциональная депривация приводит к увеличению агрессивности (начинают либо пугать прохожих, либо ломают остановки и т.д.).
Ведущий вид деятельности в первые полгода ребенка – это общение (в т.ч. и физическое развитие). Если мать приходит с маскообразным лицом, ребенок начинает плакать. Сейчас в детдомах есть социальные педагоги, главные задачи которых – общение. Раньше в детдомах никто с детьми не общался, они выходили умственно отсталыми.
Эффект врача – пришли к хорошему врачу, выходите - и вам уже легче. Плох тот врач, от беседы с которым пациенту не становится лучше. Любой специалист, в том числе педагог (квалифицированный), уже является психотерапевтом.
Общение нельзя понимать узко (как передачу информации). Прежде всего, в общении отражаются социальные отношения, общение социально по своей сущности.
Виды общения, которые можно выделить, чтобы увидеть социальную сущность общения.
Классическая классификация Леонтьева:
1. Социально-ориентированное общение. Примеры: доклад, ораторское выступление. Как правило, в таком общении лектор выступает как представитель той или иной социальной группы. Задача такого общение – изменить систему ценностей либо подтвердить сформированные установки своих слушателей.
2. Групповое предметно-ориентированное общение. Это общение, которое включено в коллективный труд и обслуживающее этот коллективный труд. Это общение на производстве, на работе, в вузе. Например, дай переписать лекцию, помоги решить задачу.
3. Общение одного человека с другим называется личностно-ориентированным. Причем оно может быть разным: деловым (например, два человека ведут переговоры); а может не носить деловую функцию, тогда цель такого общения – уточнение, развитие взаимоотношений между субъектами общения (мать и дочь). Такое общение даже носит спец. название – модальное общение.
Но в любом общении социум будет прослеживаться.
У преподавателя - сразу три вида общения. Даже за рамками школы нужно вести себя соответственно. Особенно, если дом рядом со школой. Даже нельзя за хлебом выйти неряшливо одетым.