Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Педагогические ситуации. Комментируйте несловесные провокации!

Педагогические ситуации. Комментируйте несловесные провокации!

 

Все многочисленные способы выведения людей из себя без произнесения оскорбительных речей в целом сводятся к двум основным приемам:

1. «Раскрутка» с помощью провоцирующих действий (например, провокатор прикасается к вам холодными или мокрыми руками, подходит на слишком близкое расстояние, разговаривает, запрокинув голову и прикрыв глаза, демонстрируя тем самым свое мнимое превосходство, и т.п.).

2. «Раскрутка» с помощью раздражающего ритма (все более ускоряющаяся речь, торопливый стук, постукивание обувью о ножку стола и т.п.).

 

А. Опишите раздражающие вас действия

Техника зеркального отображения, т. е. попросту передразнивать раздражающее вас поведение другого человека.

«Если с вами общается человек с голосом младенца – «ути-пути» и вы не против расстаться с этим человеком навсегда... сымитируйте его речь, в точности ее повторив. Но: окружающие, которые будут присутствовать при этом, могут расценить ваше передразнивание как хамство. Вместо того чтобы передразнивать провокатора или упрекать его, следует просто нарисовать словами, как он выглядит, не давая этому никаких оценок.

 

Молодая преподавательница вуза страдала от того, что одна из ее старших коллег (назовем ее Ядвигой Кузьминичной) общается с ней, явно пытаясь вызвать раздражение и спровоцировать конфликт.

Понаблюдав за Ядвигой Кузьминичной повнимательнее, она сделала вывод, что когда та подходит к ней, то начинает говорить в быстром темпе, с отрывистыми, прыгающими интонациями, сильно выделяя в речи звук «Ш» (создавалось впечатление, словно Ядвига Кузьминична шикает на молодую коллегу, как на кошку, перебегающую дорогу). При этом Ядвига Кузьминична высокомерно запрокидывает голову и смотрит сверху вниз из-под напряженно моргающих полузакрытых век.

Преподавательница сказала ей: «Ядвига Кузьминична! Почему вы всегда говорите со мной, запрокинув голову и моргая полузакрытыми глазами?» Ядвига Кузьминична смутилась и поспешно ретировалась, даже не попытавшись продолжить разговор в подобном духе.

Если бы в ответ она сказала что-нибудь вроде: «А вам какое дело? Чем это вам мешает?», можно было бы парировать: «Я просто обратила внимание, что вы запрокидываете голову и прикрываете глаза именно тогда, когда говорите со мной, но никогда не делаете этого, когда говорите, например, с деканом».

Не позвольте втянуть себя в чужой ритм!

 

 

Б. Не позвольте втянуть себя в чужой ритм!

Практически все агрессоры, занимающиеся регулярным «вампиризмом», используют навязывание жертве своего собственного ритма. Делается это с помощью громкой, все более ускоряющейся речи, громких ускоренных шагов, поспешного, с хлопаньем, складывания книг и т.п.

Во-первых, следует прокомментировать: «Почему вы говорите, все убыстряя темп? Вы можете говорить ровно, без ускорения?» Во-вторых, начинать разговаривать с человеком, который славится тем, что задает свой ритм, надо громко и внятно.

 

Новая преподавательница английского, Анна Юрьевна, зашла зачем-то в библиотеку, а там за библиотекарской стойкой стоит Марья Никифоровна, которую хлебом не корми, а дай на кого-нибудь покричать.

Сидит себе Анна Юрьевна у каталога, книжки выбирает, а Марья Никифоровна на весь зал, переполненный студентами, орет:

– Это кто это у меня пришел?! Кузнецова?! Вы Кузнецова, я спрашиваю?! Ага! У меня давно к вам вопрос один имеется: вы почему учебники по английскому не берете? Как это не нужны?! А как же вы уроки ведете? Поди, только переливаете из пустого в порожнее?!

Анна Юрьевна, разумеется, подошла к ней и тихо попросила ее не кричать и не вникать в детали чужой работы, но, как и следовало ожидать, Марья Никифоровна продолжала разговаривать во весь голос и дальше, пока Анна Юрьевна не покинула зал.

К счастью, вечно орущие люди тоже иногда замолкают. Если вы зависите от людей, подобных Марье Никифоровне, и нуждаетесь в том, чтобы они что-либо выполнили для вас (например, подписали бумагу, выдали книги и т.п.), необходимо застать их врасплох в тот момент, когда они молчат, а дальше вы должны навязать им свой ритм с помощью громкой речи.

 

Лучший способ сохранить нейтральную интонацию – это сосредоточиться на своей дикции, наслаждаясь каждым согласным звуком.

Вот как, например, действует в библиотеке студент по имени Егор. Он старается заходить в «опасную зону», когда Марья Никифоровна сидит, заполняя формуляры.

– Здравствуйте, Марья Никифоровна!!! – громко говорит Егор с интонациями русского купца, нахваливающего товар на базаре. – Как дела?!! Как жизнь?!!

– Это кто? Ты, Егор? Что брать будешь? – вяло отвечает Марья Никифоровна, буквально смятая этим «купеческим» напором. Она как-то даже сникает и в ближайшие полчаса ведет себя как обычная скромная тетушка.

 

 

В. Выучите описания типичных несловесных провокаций

 

Чтобы долго не думать, с помощью чего именно вас пытаются вывести из себя, выучите описания этих способов:

• Начальник или напористый сотрудник подходит к вам слишком близко. Порой такая манера бывает демонстрацией силы, попыткой запугать.

• К вам прикасаются руками, похлопывают по плечу, иногда пытаются поцеловать (разумеется, в большей степени это касается женщин).

• С вами говорят нарочито нехотя – так тихо, что вам сложно разобрать слова, либо голос провокатора теряет четкость к концу предложения.

• Вы обращаетесь к человеку, а он отворачивается от вас или даже отодвигается.

• Человек говорит с вами после выдоха (без воздуха), ноющим голосом.

• Провокатор (обычно женщина) говорит с вами с придыханием, словно выплевывая из себя каждое слово.

• Неприятный собеседник (женщина) обращается к вам напряженным, писклявым голосом.

• Человек, разговаривая с вами, дышит так, чтобы вызвать у вас нервозность. Например, он пыхтит, будто куда-то торопится.

• Говорящий, желая досадить вам, произносит слова без пауз. Это вовсе не значит, что он тараторит. Просто он не делает «точек», а говорит все время как бы через запятую, чтобы вымотать вас своими нудными интонациями.

• С вами разговаривают, с шумом вздыхая, будто желая продемонстрировать, как тяжко с вами общаться.

• Собеседник ходит туда-сюда, с шумом топая или цокая каблуками. Иначе говоря, у него походка с акцентом на каждом шаге.

• С вами разговаривают таким громким голосом, чтобы содержание беседы слышало как можно больше народу.

• Человек говорит с вами поспешно, искусственно создавая суматоху, делая вид, что очень торопится, а вы его задерживаете.

• Говорящий кряхтит, еле выдавливая из себя слова, показывая, как ему не хочется разговаривать с вами. Особенно скрипит его голос в конце предложения.

• Собеседник нарочно неправильно произносит некоторые слова, неверно ставит ударения, показывая свое пренебрежение к вам.

• Тот, с кем вы беседуете, разговаривает с вами, подражая мимике и интонациям какого-то человека, который вам неприятен.

 

Г. Если к вам прикасаются против вашего желания, действуйте по алгоритму. 

 

1. «Ваша доверительность меня смущает» (прием «Поставьте забор»).

Если противник пойдет в атаку: «Ну что же вы так застенчивы?» – переходите к следующему способу. Например, к приему «Вы такой храбрый не со всеми»: «А Нина Ивановна (имя сотрудницы, которую ваш начальник похлопывать по плечу не осмеливается) смущается, когда вы хлопаете ее по плечу?»

Если начальник скажет, что Нину Ивановну он не похлопывает, спросите: «А другие (не говорите «я»!) чем отличаются от Нины Ивановны?»

 

Прием «Поставьте забор» дает понять противнику, что он «залез на чужую территорию».

 

2. Можно воспользоваться приемом «Поставьте над агрессором начальника» и сказать: «Что заставляет вас все время похлопывать меня по плечу?».

Но если так делает ваш руководитель, а вы не хотите портить с ним отношений, используйте этот же метод более тонко. Например: «Иван Иваныч, можно спросить, кто это вам сказал, что если вы будете каждый день похлопывать сотрудников (не «меня»!) по плечу, то они (не «я»!) будут лучше работать?»

 

3. Примените прием «Призовите невидимых свидетелей»: «Иван Иваныч, до меня тут донесся слух, что вы верите в очень странные приметы». – «Какие такие приметы?» – «Например, что если каждый день похлопывать по плечу менеджера, то он будет делать больше продаж». – «Это кто же вам такое сказал?» – «Да вот, говорят, что у вас есть свои специальные ритуалы». Едва руководитель вообразит, как его странности обсуждают подчиненные, у него пропадет охота к подобным выходкам.

 

4. Вы можете воспользоваться иносказанием и, как бы между прочим, в присутствии начальника рассказать историю об одном знакомом, который имеет привычку похлопывать людей по плечу. Следует расписать этого «знакомого» так курьезно и неприглядно, чтобы у шефа пропала всякая охота хоть чем-нибудь напоминать его окружающим.

 

Д. Если кто-то «стоит над душой», спросите, на что именно он смотрит

Когда дедушка в очередной раз «навис» над работающими, девочки сказали: «Мы вам не мешаем? Вы что-то там рассматриваете!» (Дети перевели центр внимания дедушки на его собственные действия.) «Я смотрю, как вы работаете», – парировал дедушка. «Вы всегда стоите над теми, кто работает?» – отвечали дети, совершенно верно не произнесшие: «Нам бы не хотелось, чтобы кто-то смотрел на нас». Смотреть-то он имеет право, но только не стоя над работающими! В конце концов, эта тактика возымела успех.

 

Заметим, что в зависимости от степени назойливости дедушки дети могли выбрать один из следующих ответов:

«Спасибо за советы, но у нас есть родители»; «Может быть, вам лучше поговорить с нашими родителями?»;

«Нам бы хотелось поработать так, чтобы никто возле нас не стоял»;

«Что вас заставляет здесь стоять?»; «Что вы там видите?»;

«Вы каждый день будете подходить и стоять над нами?»;

«Простите, а когда дворник во дворе подметает, вы тоже за ним наблюдаете и даете советы?» и т.п.

 

Педагогические ситуации. Держите дистанцию

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.