Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Содержание общего образования

Содержание общего образования

 

План:

1) Понятие и сущность содержания образования (компоненты, факторы формирования школьного образования, принципы отбора).

2) Основные носители содержания образования (то, что готовил, – ФГОСы, программы).

 

Содержание образование:

Ключевое слово – образование, что значит передать социальный опыт и культуру. Что значить передать опыт и культуру?. В древние времена один человек носил весь социальный опыт (старейшина рода) – социальный опыт был настолько мал, что он мог быть усвоен одним человеком. Старейшина передавал свой опыт другим. С развитием общества социальный опыт становится все больше и больше, поэтому, описать социальный опыт через пересказ нельзя. Нужно выделять структуру опыта.

 

Что входит в социальный опыт:

  1. Знания;
  2. Умения, навыки;
  3. Опыт творческой деятельности – для создания нового, чтобы прогресс шел вперед, цивилизация развивалась.
  4. Опыт эмоционально-деятельностного отношения к миру (формирование отношения у детей к хорошему и плохому).

 

Итак,

Структура содержания образования:

  1. Усвоение знаний.
  2. Мало знать, надо еще и уметь à Овладение системой общих интеллектуальных и практических навыков.
  3. Овладение опытом творческой деятельности (что дает человеку возможность создавать что-то новое).
  4. Выработать собственное отношение к миру, сформировать собственную систему потребностей и ценностей (в этом отличие человека от компьютера).

 

Т.е. не должно быть так, что мы даем просто ЗУН, нам надо еще показать красоту той же самой математики, выбрать потребность к интеллектуальной деятельности (ребенок должен испытывать дискомфорт от невыполнения домашнего задания).

 

Факторы, влияющие на отбор содержания образования.

  1. Текущие и перспективные потребности общества (например, внедрили информатику 10-12 лет назад – готовили на пальцах, т.к. не было компьютеров ни у кого; на Севере нужны инженеры – больше часов физики и математики, т.е. региональный компонент).
  2. Цели и задачи образования (Медведев подписал закон о том, что цель образования – это обеспечить саморазвитие).
  3. Уровень развития науки материального производства.
  4. Уровень духовного развития общества.
  5. Ценности, которые приняты в обществе.
  6. Формы общественного сознания.
  7. Педагогические возможности (должны быть педагоги, которые реализовывали бы цели).  

 

1-7 - Это потребности государства, социальный заказ. Но: нужно учитывать и самих детей. Ребенок – не только объект образования, но и субъект образовательной деятельности.

 

  1. Индивидуальные потребности детей, их способности, дарования, интересы.
  2. Возрастные особенности детей.

 

Что превалирует – социальный заказ или интересы ребенка? В тоталитарных обществах – социальный заказ, в демократических обществах – интересы ребенка.

 

Каким требованиям должно отвечать образование, чтобы оно шло на пользу ребенку?

 

Принципы (основные требования) отбора содержания общего образования:

  1. Гуманистическая направленность – нельзя вводить то, что приведет к увеличению агрессивности ребенка (критиковали задачи автора Остера: Миша и Петя били друг друга по голове. Петя стукнул на 3 раза больше и т.д.)
  2. Научное содержание.
  3. Системность знаний (когда мы рассматривали обучение по Дьюи – нет системности знаний).
  4. Требование историзма, т.е. мы должны воспроизводить историю развития той области, которую мы изучаем.
  5. Единство теории и практики (у Дьюи было много практики, у Герберта -  отрыв теории от практики).
  6. Обеспечение содержания образования учебным возможностям учащихся.
  7. Обеспечение внутрепредметных и межпредметных связей (для того, чтобы исследовать функцию, нужно знать производные – это внутрепредметные связи; межпредметные связи – это египетские пирамиды на уроках математики, химия – пропорции и математика; дидактическая проблема – приходят на химию, не могут решать пропорции, т.е. стоит как бы перегородка).

 

Основные носители содержания образования:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
  2. Учебные планы (типовые, учебного учреждения);
  3. Учебные программы (основного среднего образования, программы конкретного предмета (математика, информатика));
  4. Учебники, учебные пособия и другие учебные книги, методички, хрестоматии, энциклопедии, словари, атласы, карты, тетради на печатной основе, электронные учебники, курсы.

 

Отличие учебника от учебного пособия. В учебниках теоретическое изложение курса. В учебных пособиях еще есть задачи на отработку.

 

ФГОС

Это совокупность требований, обязательных для учреждений с государственной аккредитацией (т.е. прошли аттестацию и процедуру аккредитации; имеют право выдавать дипломы гос. образца, имеют гос. финансирование).

 

Требования к ФГОС:

1. К результатам.

 

Ввели в 1993 г. ГОСы. До этого не было. Почему? Когда разваливалось СССР, то нужно было навести порядок в образовании (иначе было бы разрозненное образование).

 

Причины:

  1. Минимумы, которые нужно знать.
  2. Не позволяет снизить уровень образования. Во всех странах, где система образования децентрализована, есть стандарты.

 

Результаты представлены в виде компетенций, а не определенных тем. Темы прописываются в программе (цели и задачи, содержание, методические аспекты, соотношение обязательной и вариативной части).

 

40% - обязательная часть – должны изучать все (например, не менее 3 часов в неделю на математику).

60% - вариативная – 1) региональная составляющая (в каждом регионе есть свои потребности и задачи), например, история родного края (москвоведение, краеведение и т.д.); 2) школьная составляющая (возможность выбора дана школе), например, школа с углубленным изучением испанского языка - в этой школе будет углубленно изучаться испанский язык.

 

Домашняя работа

 

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.