Содержание общего образования
План:
1) Понятие и сущность содержания образования (компоненты, факторы формирования школьного образования, принципы отбора).
2) Основные носители содержания образования (то, что готовил, – ФГОСы, программы).
Содержание образование:
Ключевое слово – образование, что значит передать социальный опыт и культуру. Что значить передать опыт и культуру?. В древние времена один человек носил весь социальный опыт (старейшина рода) – социальный опыт был настолько мал, что он мог быть усвоен одним человеком. Старейшина передавал свой опыт другим. С развитием общества социальный опыт становится все больше и больше, поэтому, описать социальный опыт через пересказ нельзя. Нужно выделять структуру опыта.
Что входит в социальный опыт:
- Знания;
- Умения, навыки;
- Опыт творческой деятельности – для создания нового, чтобы прогресс шел вперед, цивилизация развивалась.
- Опыт эмоционально-деятельностного отношения к миру (формирование отношения у детей к хорошему и плохому).
Итак,
Структура содержания образования:
- Усвоение знаний.
- Мало знать, надо еще и уметь à Овладение системой общих интеллектуальных и практических навыков.
- Овладение опытом творческой деятельности (что дает человеку возможность создавать что-то новое).
- Выработать собственное отношение к миру, сформировать собственную систему потребностей и ценностей (в этом отличие человека от компьютера).
Т.е. не должно быть так, что мы даем просто ЗУН, нам надо еще показать красоту той же самой математики, выбрать потребность к интеллектуальной деятельности (ребенок должен испытывать дискомфорт от невыполнения домашнего задания).
Факторы, влияющие на отбор содержания образования.
- Текущие и перспективные потребности общества (например, внедрили информатику 10-12 лет назад – готовили на пальцах, т.к. не было компьютеров ни у кого; на Севере нужны инженеры – больше часов физики и математики, т.е. региональный компонент).
- Цели и задачи образования (Медведев подписал закон о том, что цель образования – это обеспечить саморазвитие).
- Уровень развития науки материального производства.
- Уровень духовного развития общества.
- Ценности, которые приняты в обществе.
- Формы общественного сознания.
- Педагогические возможности (должны быть педагоги, которые реализовывали бы цели).
1-7 - Это потребности государства, социальный заказ. Но: нужно учитывать и самих детей. Ребенок – не только объект образования, но и субъект образовательной деятельности.
- Индивидуальные потребности детей, их способности, дарования, интересы.
- Возрастные особенности детей.
Что превалирует – социальный заказ или интересы ребенка? В тоталитарных обществах – социальный заказ, в демократических обществах – интересы ребенка.
Каким требованиям должно отвечать образование, чтобы оно шло на пользу ребенку?
Принципы (основные требования) отбора содержания общего образования:
- Гуманистическая направленность – нельзя вводить то, что приведет к увеличению агрессивности ребенка (критиковали задачи автора Остера: Миша и Петя били друг друга по голове. Петя стукнул на 3 раза больше и т.д.)
- Научное содержание.
- Системность знаний (когда мы рассматривали обучение по Дьюи – нет системности знаний).
- Требование историзма, т.е. мы должны воспроизводить историю развития той области, которую мы изучаем.
- Единство теории и практики (у Дьюи было много практики, у Герберта - отрыв теории от практики).
- Обеспечение содержания образования учебным возможностям учащихся.
- Обеспечение внутрепредметных и межпредметных связей (для того, чтобы исследовать функцию, нужно знать производные – это внутрепредметные связи; межпредметные связи – это египетские пирамиды на уроках математики, химия – пропорции и математика; дидактическая проблема – приходят на химию, не могут решать пропорции, т.е. стоит как бы перегородка).
Основные носители содержания образования:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
- Учебные планы (типовые, учебного учреждения);
- Учебные программы (основного среднего образования, программы конкретного предмета (математика, информатика));
- Учебники, учебные пособия и другие учебные книги, методички, хрестоматии, энциклопедии, словари, атласы, карты, тетради на печатной основе, электронные учебники, курсы.
Отличие учебника от учебного пособия. В учебниках теоретическое изложение курса. В учебных пособиях еще есть задачи на отработку.
ФГОС
Это совокупность требований, обязательных для учреждений с государственной аккредитацией (т.е. прошли аттестацию и процедуру аккредитации; имеют право выдавать дипломы гос. образца, имеют гос. финансирование).
Требования к ФГОС:
1. К результатам.
Ввели в 1993 г. ГОСы. До этого не было. Почему? Когда разваливалось СССР, то нужно было навести порядок в образовании (иначе было бы разрозненное образование).
Причины:
- Минимумы, которые нужно знать.
- Не позволяет снизить уровень образования. Во всех странах, где система образования децентрализована, есть стандарты.
Результаты представлены в виде компетенций, а не определенных тем. Темы прописываются в программе (цели и задачи, содержание, методические аспекты, соотношение обязательной и вариативной части).
40% - обязательная часть – должны изучать все (например, не менее 3 часов в неделю на математику).
60% - вариативная – 1) региональная составляющая (в каждом регионе есть свои потребности и задачи), например, история родного края (москвоведение, краеведение и т.д.); 2) школьная составляющая (возможность выбора дана школе), например, школа с углубленным изучением испанского языка - в этой школе будет углубленно изучаться испанский язык.