Педагогические технологии
Определение (определение педагогических технологий):
Технологии – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле. Производственная технология – прежде чем создать, нужно представить, а что должно быть. Всегда любая технология начинается со звена «цель”.
Или:
Пед. технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
! Или:
Пед. технология - процесс, который позволяет точно достичь запланированного результата. Это совокупность методов и форм, приемов и действий от постановки цели до проверки результата. (Т. Е. Милехина)
Или:
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных (методы, формы, приемы) и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Автор: Михаил Владимирович Кларин.
*Понятия технология и методика похожи. Слово технология боятся употреблять. Методика включает 5 компонентов. Наибольшее количество замечание по диплому – была разработана методика, а самой методики нет. *
Какие технологии (какой педагогический опыт) можно представить в виде технологий.
Рассмотрим способы активизации (эффективные технологии, которые позволяют сделать процесс обучения детей продуктивным, интересным.)
Факторы, которые негативно влияют на развитие познавательного интереса:
1. Эмоциональная неокрашенность.
2. Несоблюдение баланса между требованиями учителя и возможностями учеников.
Слишком трудно учиться плохо; слишком легко учиться – тоже плохо.
3. Неблагоприятная эмоционально психологическая обстановка на уроке:
Может идти от учителя
Может идти от детей
4. Неразвитость общеучебных умений – плохая скорость чтения и т.д.
5. Следует избегать низкого темпа – одни ждут других, что расхолаживает и т.д.
В 3-ей главе Марковой четко выделен фактор.
6. Состояние цейтнота (состояние при нехватке времени) плохо влияет на работу на уроке.
Например, к завтрашнему дню сделать сочинение, много задач и т.д. Это плохо влияет на внутреннюю мотивацию.
7. Несправедливое отношение к ученикам. Любимчики и т.д.
8. Дефицит здорового общения с родителями и педагогами (детей не развивали – с ними не разговаривали, не ездили в театр; они только играли в стрелялки).
9. Недисциплинированность детей.
10. Неопрятность помещения.
11. Плохая организация работы на уроке. Сделайте так, чтобы ученики не списывали. Если ты списал и не объяснил, как ты решил данную задачу, то отрицательная оценка обеспечена.
Релейная контрольная работа. Дается много задач дома. В классе дается несколько задач из домашних. Если ты их понял дома, то ты их восстановишь и решишь.
12. Личные качества учителя (авторитаризм). Нужно держаться золотой середины – ни авторитарно, ни попустительски.
/*Авторитет и авторитаризм – это разные вещи. Авторитаризм – это злоупотребление властью, когда мы не учитываем интересы, мотивы ребенка, все решаем за него; авторитарные способности – это умение быть авторитетным*/
Мы можем относиться к детям как к источникам, а можем относиться как к пешкам. Когда дети считают себя пешками, то они считают, что от них ничего не зависит, и это снижает познавательные интересы; получается, что ребенок не является источником своего собственного поведения. А если мы предоставляем детям свободу выбора, т.е. относимся к ним как к источникам, это стимулирует их деятельность. Когда учителя дают задачу на выбор и т.д., то это очень стимулирует детей.
Если учитель злоупотребляет репродуктивными методами (когда надо действовать только по образцу), то никакой познавательный интерес развиваться не будет. Нужно обучать эвристическим приемам. Когда все четко-четко-четко, то это допустимо, но только для начала.
/Есть типовые программы, а есть авторские программы. Учитель имеет право выбрать программу./
Очень важное качество у учителя - педагогический оптимизм. Нельзя внушать ребенку, что он не сможет что-то решить и т.д. Нельзя вешать ярлыки на учеников (ставить планки).
Приемы активизации познавательной деятельности.
1. Занимательные смешные иллюстрации
2. Дидактическая игра – действие по определенным правилам.
Игра – действия по определенным правилам. Очень хорошо для эмоциональной разрядки, восстановления дисциплины. Вырабатываются умения систематизировать, классифицировать.
Аукцион знаний.
Игра «Компетентность». М.б. в научно-исследовательский центр принимаем. Это деловая игра.
Можно вызывать двух учеников к доске – кто быстрее решит. Остальным нужно подумать, у кого списывать.
Логическая цепочка (игра города).
Домино. Пример – функция и к ней находим первообразную, к первообразной прикладываем другую функцию.
Примеры-циклы: ответ последнего должен совпадать с началом предыдущего.
Составление задач детьми.
3. Задачи в необычной форме. Треугольник – ИРА, САША – четырехугольник.
4. Занимательные задачи.