Дать характеристику существующих подходов к курсу информатики (прикладной, фундаментальный).
1-й подход (Ракитина Е.А., Бешенков С.А.)
Ученые считают, что информатика – естественно-научная дисциплина, а следовательно, и содержание обучения нужно выстраивать так, как и все остальные естественно-научные дисциплины, а именно: сначала рассматривается объект изучения, далее - методы исследования этого объекта изучения, далее - применение. Три крупных блока.
Если относительно информатики:
1 блок. Информационные процессы - начинаем обсуждать, что это такое, рассматриваем хар-ки всех информационных процессов, затем начинаем исследование процессов. Например, исследовать процесс обработки информации. Будет это делать с точки зрения автоматизации. Если процесс будем изучать, то его надо смоделировать.
2 блок. Информационное моделирование (знаковое).
Сюда входят алгоритмизация и программирование.
3 блок (для чего изучаем). Чтобы управлять информационными процессами. Здесь рассматриваются элементы кибернетики.
2-й подход (лучше)
Дети приходят изучать информатику, чтобы иметь представление, как естественные информационные процессы передать автоматизированным устройствам. Т.е. нам нужно раскрыть условие перехода от естественных информационных процессов к искусственным информационным процессам (искусственные информационные процессы, реализованные в компьютере, иначе называются информационными технологиями).
1. Информационные процессы.
Сначала нужно объяснить детям, что мы живем не в мире реальных вещей, а в мире моделей. Пример. 1000 руб. – это модель (эквивалент) того представления, сколько золота я использую при передаче. Т.е. мы живем в мире моделей и информации. Мы что-то делаем с информацией, следовательно, живем в мире информационных процессов.
Далее мы начинаем изучать информационные процессы (чтобы их автоматизировать, их надо сначала изучить). Если хотим изучать, то нужно информацию как-то представить – в графическом виде, звуковом виде и т.д.
2. Представление информации. Любую информацию можно представлять в разных видах и формах, но при решении задач нужно выбирать вид и форму информации, оптимальные для данной задачи, например график, таблица и т.д..
Представленная информация – это модель.
3. Моделирование
Представление информации в определенной форме является этапом моделирования. Рассматриваем все этапы, включая исследование модели. Есть модели объектов (статичные модели), а есть модели, требующие изучения поведения модели (динамики) - динамические модели. Последние модели (модели деятельности) называются алгоритмами.
4. Алгоритмизация /и программирование (не включают, т.к. это частный случай алгоритмизации)/.
С точки зрения автоматизации информационных процессов наиболее эффективной формой представления информации является двоичная форма. Это универсальная форма с точки зрения автоматизации. Можно представить графическую, текстовую и т.д. информацию в двоичной форме. Вообще, чем меньше знаков в алфавите, тем точнее представление информации. Например, при передаче информации двоичное представление – это надежность. Сигнал есть или нет. Других восприятий быть не может.
Преобразование информации – это функция. Сложную функцию в двоичном исполнении можно всегда представить в виде совокупности трех основных логических операций - конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Т.е. любое преобразование, любую информацию м. представить в виде только трех операций. Если технически придумать реализацию этих трех операций, значит, можно придумать универсальное устройство для обработки информации.
5. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
6. Информационные технологии
Компьютер как техническая реализация совершенствуется с каждым разом. И ПО тоже совершенствуется. Совокупность целенаправленно организованных информационных процессов – это информационные технологии.
Т.о. раскрыта цепочка раскрытия условий перехода от естественных информационных процессов к искусственным информационным процессам, т.е. к информационным технологиям.
Но: не все можно автоматизировать (например, мыслительную деятельность человека). Что-то человек берет на себя, что-то передает компьютеру. Расширяя понятие информационных технологий говорят о макроинформационных технологиях и микроинформационных технологиях. Например – Ворд – это микроинформацинная технология. Но одного Ворда не достаточно, чтобы создать диплом. Нужно подключать голову, тогда получаем макроинформационную технологию.
Вывод: 2-ой подход более последовательный.
-size:12.0pt'>информационные и коммуникационные технологии в обществе;
Основные разделы содержания общеобразовательного курса информатики