Что делать, если ребенок не хочет читать
Чаще всего наблюдается такая ситуация – ребенок пошел в школу, научился читать, но читать не желает. Часто это связано с особенностью психического развития – дислексией. При дислексии при чтении у ребенка начинаются головные боли, он читает, но ничего не понимает, не может пересказать прочитанное. Чтобы успешно бороться с дислексией, надо знать, что она бывает 4 видов.
- Дислексия, связанная с дефицитом внимания. Здесь помогут упражнения на развитие внимания. Например, есть такое эффективное упражнение – называется «зеленая точка». Повесьте на стену тетрадный листок, а на нем нарисуйте зеленую точку. Пусть во время перерывов в работе ребенок созерцает зеленую точку – на ней надо удерживать внимание не менее 5 минут, при этом стараться больше ни о чем не думать.
- Дислексия, связанная с нарушением зрительных функций восприятия. В этом случае у ребенка сливаются похожие буквы – например, буква «с» и буква «о». В этом случае надо делать упражнения на формирование зрительного образа буквы. Пусть ребенок рисует буквы везде – на бумаге, на асфальте мелом, в воздухе пальцем и т.д.
- Дислексия, связанная с пространственными нарушениями. Ребенок путает буквы и слова, переставляет части слов. В этом случае у него не развито пространственное воображение. Подойдут упражнения на определение лева-права, верха-низа листа, а также занятия танцами – чрезвычайно развивают воображение. Полезны будут и упражнения на развитие мелкой моторики рук – оригами, лепка, рисование.
- Дислексия, связанная с фонетико-фонематическим недоразвитием ребенка. В этом случае путаются близкие по звучанию звуки – «з» и «с», например. Здесь нужно помощь логопеда.
Вообще, при дислексии чаще читайте ребенку сами, включайте аудиокниги, обсуждайте прочитанное; поменьше смотрите мультфильмы; часто читайте сами в присутствии ребенка, при этом давая понять, что это вам доставляет большое удовольствие. Чаше давайте малышу подержать в руки бумажную книгу, полистать страницы. Ребенку с дислексией нельзя выбирать профессии, связанные с необходимостью переработки большого количества информации – например, в юристы, журналисты, историки и т.д.