Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Внимание

Внимание

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность псих. деятельности на каком-либо объекте восприятия. Внимание никогда не существует в чистом виде. Оно всегда выступает как внимание к чему-либо. Поэтому внимание мы рассматриваем как психофизиологический процесс, как состояние, которое характеризует динамические особенности познавательного процесса.

 

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Под направленностью понимается избирательный характер активности человека, а под сосредоточенностью - углубление в какую-либо деятельность.

 

Подобно памяти, внимание относится к сквозным псих. явлениям. Поэтому если ориентироваться на психологическую организацию человека, то внимание можно рассматривать с трех позиций: как процесс, состояние и свойства личности.

 

Если мы рассматривает внимание как процесс, то мы рассматриваем его как сторону какого-то псих. процесса, например, сенсорное, персептивное, интеллектуальное внимание.

 

Если мы рассматриваем внимание как состояние, то мы рассматриваем состояние сосредоточенности на каком-либо объекте.  

 

Если мы рассматриваем внимание как свойство личности, то мы сразу вспоминаем такое свойство личности как внимательность.

 

Внимание – это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Она выражает связь между псих. деятельностью и объектом, на котором сосредоточена эта деятельность. За вниманием всегда стоят интересы, потребности, установки, направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту, на который направлено внимание. А изменение отношения выражается в изменении образа этого объекта, его данности сознания. Образ становится более четким, ясным, выпуклым, когда на нем сосредоточено внимание.

 

Т.о., хотя внимание не имеет своего особого содержания, оно проявляется в других психических процессах и определенным образом выражает взаимосвязь между деятельностью и образом, который формируется.

 

Во внимание находит свое проявление связь сознания с предметом. Чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливей выступает объект, тем отчетливее выступает сознание, тем интенсивнее само сознание. Внимание – проявление связи сознания и предмета, который осознается.

 

Поскольку внимание является появлением взаимоотношения сознания и деятельности, его м. рассматривать двояко. С одной стороны, внимание направлено на объект, с др. стороны, объект может привлекать к себе внимание. Таким образом, получаем двоякое взаимоотношение между сознанием и психической деятельностью через внимание. С одной стороны, мы направляем внимание на объект, с другой стороны, объект привлекает внимание.

 

Внимание связывают с ограниченным полем деятельности. Восприятие организовано таким образом, что мы воспринимаем то, что мы хотим видеть и слышать. Внимание осуществляет выбор той информации, которую мы будем обрабатывать, той информации, которая находится в поле восприятия.

 

Последовательность анализа направленности внимания зависит от двух групп факторов: внешних, внутренних. Внешние: рассматривается структура внешних раздражителей – получаемый сигнал – его интенсивность, амплитуда, частота. Внутренние - то, что определяется самой деятельностью человека: новизна информации, интенсивность раздражителей.

 

Выделяются следующие функции внимания:

1)Отбор и игнорирование;

2)Удержание;

3)Регуляция и контроль.

 

Отбор и игнорирование.

Отбор заключается в том, что мы отбираем значимые, или релевантные (релевантная информация – соответствующая потребностям или запросам; пример – поисковик – не всегда выдает релевантную информацию) для данного вида деятельности воздействия. Игнорирование заключается в том, что побочные (конкурирующие) воздействия отбрасываются. Т.е. внимание направлено на те объекты (запросы), которые соответствуют потребностям и запросам для данного вида деятельности; игнорирование – отбрасывание, или торможение, которое заключается в том, что несущественные объекты игнорируются.

 

Удержание, или сохранение данной деятельности

В сознании сохраняются образы определенного предметного содержания до тех пор, пока не завершится акт поведения, или пока не будет достигнута познавательная цель данной деятельности.

 

Например, изучаем зайчика. Цель – была изучить зайчика. Внимание направлено на зайца. Когда цель достигнута, то нет необходимости удерживать внимание (сохранять в сознании образ зайчика).

 

Регуляция и контроль

Внимание направлено на регулирование и контроль деятельности.

 

Виды внимания:

1)Непроизвольное;

2)Произвольное;

3)Послепроизвольное.

 

Непроизвольное (пассивное) внимание – это то внимание, которое возникает само собой, например, когда начинает действовать сильный, контрастный, неожиданный раздражитель, сразу вызывающий отклик. Откроется дверь – и зайдет собака.

 

Произвольное внимание – это то, которое называется активным; оно волевое, оно сознательно регулируемое, оно сосредотачивается на определенном объекте. Требует сил для поддержания, утомляет. Поэтому педагоги создают условия для сосредочения внимания. Может быть либо включение в познавательную деятельность – конспектирование. М.б. обеспечение определенного психического состояние человека. Так, удерживать произвольное внимание, когда человек возбужден, или подавлен, или уставший, трудно. Поэтому педагогу нужно обеспечить оптимальное эмоциональное состояние ребенка на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы поддерживать внимание ученика.

 

Постпроизвольное внимание вызывается через вхождение деятельность. Возникает, когда к деятельности появляется интерес. Может длительное время удерживаться, целенаправленно сохраняться; оно снимает напряжение, т.к. человек включен в деятельность, которая ему интересна. Пример. Компьютер как инструмент. Младший школьник – его не оторвешь от него. Особенно это было в 90-е годы, когда школьники видели компьютер только в школе.

 

Эти виды внимания взаимосвязаны. Произвольное внимание развивается из непроизвольного внимания, возможен обратный процесс – из непроизвольного в произвольное. Непроизвольное внимание характеризуется непосредственным интересом, произвольное требует формирования заинтересованности. Если завершается деятельность, какая-то задача, то произвольное внимание может переходить в непроизвольное.

 

Свойства внимания:

1)Объем;

2)Избирательность;

3)Устойчивость;

4)Концентрация;

5)Распределение;

6)Переключаемость (переключение).

 

Объем – под объемом понимается то количество объектов, которые могут быть четко восприняты в относительно короткое время. Это значит, что в понимании объема предполагается исходить из того, что есть некоторый объем информации, на котором м. сосредоточиться сознание субъекта и с ним оперировать.

 

Экспериментальные исследования показывают, что объем внимания определяются 6 элементами. Т.е. человек, в среднем может удерживать 6 независимых объектов, которые он может отчетливо воспринять в короткий период времени. Если количество объектов увеличивается, то идет структурирование предметов – т.е. мы строим новый объект на основе двух-трех объектов. Например: пара объектов – представляется в виде линии, три объекта – в виде фигуры. Ряд из 10 элементов будет восприниматься так же, если эти элементы образуют некоторую структуру.

 

Явление структурирования обнаружено при исследовании объема внимания при использовании разных анализаторов, в том числе слухового. Объем слухового внимания зависит от темпа, частоты предъявления стимулов. У педагога темп речи - 120/130 слов в минуту. Этот темп речи соответствует тому, что учащийся четко воспринимает выдаваемую информацию.

 

Если количество объектов больше, то они становятся нечеткими, восприятие становится нечетким.

 

Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения объектов, которые находятся в персептивной зоне; невыделенные объекты начинают представляться в виде фона. Когда из сигналов выделяют лишь некоторые, это явление называется избирательностью. Например, водитель смотрит только вперед – разметка, знаки, соседние автомобили; он не смотрит на архитектуру.

 

Количественной характеристикой избирательности является скорость осуществления испытуемым выбора стимула из других. Качественный параметр - точность выбора.

 

Мы тренируем внимание в начальной школе в основном. Есть задания, которые тренируют четкую избирательность. Например, предъявляют 6 объектов в квадратиках, нужно обвести одинаковые. Или смотрят на скорость выбора одинаковых объектов.

 

Игра – одно из основных средств тренировки внимания.

 

Объем наименее подверженное тренировке свойство, т.к. оно индивидуально и мало изменяемо.

 

 

Устойчивость

Устойчивость – это способность человека не отклоняться от своей психической деятельности, сосредотачивать внимание на каком-то объекте. Характеристиками устойчивости являются временные характеристики, т.е. насколько человек без отклонения от исходного качественного уровня может сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте.

 

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений и действий, которые выполняет человек. В этой связи есть такое свойство, как отвлекаемость. Это свойство, противоположное устойчивости. Это свойство характеризуется колебаниями, которые возникают периодически в связи с ослаблением внимания на тои или ином объекте. Для этого есть естественные причины: в коре головного мозга процессы возбуждения и торможения периодические, поэтому человек удерживает внимание волнообразно. С другой стороны, отвлекаемость вызывается некоторыми психическими процессами или эмоциональными состояниями.

 

 

Концентрация – это способность субъекта сохранять сосредоточенность на каком-то объекте внимания в условиях помех.

 

Концентрацию меряют по интенсивности помех: чем меньше круг объектов внимания, тем больше концентрация. Если говорим о высокой концентрации внимания, это значит, что человек сосредоточен на объекте и, таким образом, познавательный процесс становится более углубленным. Тот объект, который мы изучаем, становится более ясным в сознании.

 

 

Распределение внимания – это способность и возможность направлять свое внимание на несколько независимых объектов в один и тот же момент времени. Характеристика распределения внимания - сопоставление результатов выполнения нескольких задач одновременно с другими, т.е. насколько правильно человек может выполнить одну, вторую, третью задачу одновременно. Кто-то может делать несколько дел одновременно и качественно.

 

Переключаемость (переключение внимания) представляет собой возможность перемещать направленность внимания и сосредоточенность с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. Обычно измеряется временем переключения с одного объекта на другой или насколько трудно переключаться с одного объекта на другой. Установлено, что скорость переключения зависит от символьного материала, который предъявляется, характера деятельности с объектом. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей нервной системы. У людей с подвижной нервной системы переключение внимание происходит относительно легко. Подвижная нервная система свойственна людям, которые легко переходят из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Есть люди с другим типом нервной системы, которым трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому эта способность у них будет выражена хуже.

 

Кроме психологических особенностей (темперамента, характера и т.д.) на переключение внимания влияет еще заинтересованность человека, уровень мотивации. Если человеку одна деятельность интересна, вторая тоже, он легко переключается. Или если человек заинтересован, мотивирован. Если этого нет, то скорость переключения внимания будет ниже.

 

Все рассмотренные хар-ки представляют собой функциональное единство. Их разделение чисто экспериментальное. Сейчас психология и смежные с ней науки понимают, что все свойства внимания нужно рассматривать с системной точки зрения.

 

Можно ли целенаправленно формировать внимание? Можно.

Развитие внимания происходит постепенно. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Характерная черта детей младшего дошкольного возраста – это значительная отвлекаемость. Ребенка легко отвлечь игрушкой, картинкой, разговором.

 

Отвлекаемость может наблюдаться и в старшем школьном возрасте. Тогда нужно выполняться спец. упражнения для развития внимания. Чем сильнее выражен интерес к предмету познания, тем устойчивей и непроизвольней внимание.

 

Развитие внимания ребенка связано с обогащением интересов. Как только круг интересов расширяется, внимание приковывается к большему количеству объектов и явлений. Ребенок будет более длительное время рассматривать что-то, наблюдать, изучать рисунки, слушать стихи, сказки, следить за речью своей и окружающих. Все это развивает произвольное внимание. Поэтому мы читаем сказки, показываем картинки, путешествуем, чтобы расширить круг интересов, чтобы развить внимание.

 

Особенно интенсивно произвольное внимание развивается в играх, где соблюдение правил требует от ребенка концентрации внимания и сосредоточенности. По сути, дошкольное обучение и начальная школа - это игровые методы обучения, в том числе и потому, что игра, как вид учебной деятельности, развивает произвольное внимание.

 

Некоторые авторы так и называют свои учебники: информатика в играх и задачах. В том числе там есть игры для тренировки памяти и внимания. Например, есть картинки, в них домики, в каждом доме сидит зайчик, белочка, ежик; потом окошки закрываются и ребенок должен сказать, где был зайчик. Или есть объекты, 16 штук, из них 2 одинаковых, нужно вспомнить, где были два одинаковых объекта. Или игра Маджон – кубики надо разбирать и искать два одинаковых.

 

Мы используем игру и как средство обучения: начинаем потихонечку формировать основы системного мышления, алгоритмизация – как найти.

 

Вообще, развитию произвольного внимания способствует любая деятельность: с ребенком надо рисовать, лепить и т.д. Особенно это полезно делать до 10 лет. Хороши и виды деятельности, связанные с компьютером. Компьютер в младшей школе – это не только предмет изучения, но это еще и средство обучения. В западной школе (Скандинавский странах, северной Европе) компьютер используется в различных дисциплинах как средство обучения. 20 минут на уроке рисования рисуем акварельными красками, 15 минут рисуем электронным пером. Смена деятельности вызывает интерес, формирует внимание, память и пр. Компьютер - прекрасный инструмент для формирования произвольного внимания. Но не надо забывать и про традиционные виды деятельности - с детьми нужно разговаривать, гулять, рисовать, лепить и т.д.

 

Тема моделирование. Купить на класс картонные машины, памятники архитектуры и т.д., которые надо собрать. Это дает интереснейший материал, т.к. ребенку интересно собрать. + Ребенок это собирает руками. + Будет решаться вопрос духовного развития – если будут собирать памятник архитектуры. + В 3-4 классе ребенку будет легче заниматься 3D моделированием. Решаются задачи: развивающая, воспитательная, образовательная и т.д.

 

Внимание школьника носит часто избирательный характер, т.е. направляется на то, что для него значимо и интересно. Удерживать внимание школьника на одном объекте трудно. При классно-урочной системе для школьника важно то, на что обращает внимание педагог. Поэтому педагог должен продумывать, какие объекты и сколько объектов предъявить учащемуся. Можно всю доску утыкать объектами, но школьник не сможет удерживать внимание на нескольких объектах одновременно. Интерактивная доска как средство обучения позволяет управлять избирательным характером ребенка, т.к. она позволяет поддерживать интерес к объектам. На интерактивной доске объекты не статичные, а динамичные, могут сменять друг друга. Мы можем этим управлять. Так мы можем целенаправленно формировать внимание ребенка.

 

Внимание связано со значительной эмоциональной возбудимостью ребенка. Младший школьник может легко отвлекаться и с трудом сосредотачиваться. Часто второстепенные детали замечаются легче и быстрее, главные. Например, ребенок считает ворон, т.к. ребенка привлекают разные объекты. Поэтому нужны дополнительные усилия (методические приемы), чтобы привлечь внимание ребенка к нужному предмету и удержать внимание.

 

Целенаправленная тренировка внимания позволяет развить внимание в целом, поэтому регулярные занятия в школе (именно они) могут привести к существенному развитию внимания, т.к. только в школе происходит формирование всех свойство внимания одновременно – и объем увеличивается, и растет устойчивость, и развиваются навыки переключения и распределения внимания. Но только к 9 годам дети становятся способными долго сохранять внимание на одном объекте и выполнять заданные программы действий.

 

Если это не происходит, то старший школьник становится предметом помощи специалистов – психологов и т.д. Для развития произвольного внимания мы можем использовать и непроизвольное внимания. Для пробуждения и поддержания интереса м. использовать эмоциональные факторы – вносить эмоциональную насыщенность в занятия. В целом заинтересованность связана с предметом деятельности.

 

Хорошо развитые свойства внимания, его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Развивая внимание, мы улучшаем успеваемость по разным школьным дисциплинам. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания по-разному формируются.

 

Основные причины невнимательности. Многие учащиеся и педагоги жалуются на рассеянность. Мы относимся к невнимательности снисходительно, но нужно понимать, что цена такой рассеянности может быть достаточно высока. Например, ребенок прочитал книжку, вроде понял, но для выполнения д/з этого оказалось недостаточно, пришлось перечитывать. Невнимательность привела к перечитыванию. Еще: опоздал, пропустил важное место в учебнике, пропустил объяснение нового материала и т.д. Это усложняет жизнь учащихся.

 

Рассеянность условно делят на подлинную и мнимую. В основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Подлинную рассеянность характеризуют такие свойства, как высокая степень переключаемости и низкая устойчивость. Мнимая (профессорская) – человек не отвечает на поставленный вопрос, не реагирует на речь. Внутренние механизмы мнимой рассеянности иные. Если подлинная рассеянность – это результат слабой сосредоточенностью и сильной переключаемости с одного объекта на другой, то мнимая рассеянность связана с чрезмерной сосредоточенностью (ушел в свои мысли), низкой переключаемостью -  человек сосредоточен на одном, остальное он не замечает.

 

Трудно определить, какие свойства внимания способствуют достижению успеха в учебе. Задача педагога – сформировать представление о личности и понять, какие свойства внимания развивать у того или иного ребенка.

 

Наблюдательность

Наблюдательность связана с особенностью человека - быть внимательным: не смотреть, а видеть. Мы смотрим, но не видим. Нужно формировать привычку наблюдать. Например, учитель может спросить, что вы видели в театре. Один человек расскажет в общих чертах, другой – в деталях расскажет. Классический пример – Шерлок Холмс. Поднимаетесь, например, раз 20 по ступенькам из прихожей в комнату, а сколько ступенек?

 

Мы не ставим такую задачу на занятиях – развить наблюдательность в деталях. Зачем перегружать память. Однако для успешной учебы, для сокращения времени на д/з, на внеурочную деятельность привычка наблюдать может стать позитивной чертой личности.

 

Еще один важный момент. Привычка наблюдать предполагает активное отношение к людям вокруг. Вы способны замечать какие-то детали и активно реагировать на психическое состояние окружающих людей. Эта привычка (замечать, быть чутким) важна в социальном плане. Внимательность накладывает отпечаток на протекание и познавательных процессов, и на умственную деятельность человека, и на его взаимодействие с другими людьми. Если вы наблюдательны, вы более социализированы.

 

Момент психогигиены внимания. Оказывается, что способность поддержания активного внимания связана с состояние нервной системы. Внимание имеет психофизиологические основы. Психологическая основа внимания - это повышение активности в некоторых участках головного мозга (возникновение доминант). Возникновение очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее в данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная роль внимания в познавательных процессах. Оказывается, человек, привыкший работать в тишине в отсутствии некоторых внешних возбуждающих факторов, будет чувствовать некомфортно в метро или публичной библиотеке. Наоборот, человек, выросший в коммунальной квартире, будет трудно переносить тихое спокойное место. Т.е. возникновение этих очагов возбуждения может протекать по-разному.

 

Но есть общие моменты. Так, тихая музыка помогает сосредоточиться – независимо от моделей, которые у человека сформировались. Например, в начальной школе при практической деятельности может играть музыка. Или: когда вы двигаетесь, т.е. когда происходит физическая активность, интеллектуальная деятельность активизируется. Сопутствующие привычные движения, не требующие пристального внимания, влияют на работоспособность, на сосредоточенность. Оказывается, мозгу необходим небольшой уровень такого возбуждения, чтобы кора головного мозга была деятельной. Полезны прогулки. Это еще было известно со времен Аристотеля. Сейчас важные переговоры проводятся в парке.

 

Проблема. Работа за компьютером – это неподвижная деятельность. Чтобы работа за компьютером была эффективной в плане интеллектуальной деятельности и концентрации внимания, мы должны иметь некоторую физическую активность. Например, 40 минут поработал, потом размялся. Ребенок, проводящий с монитором часы, плохо развивается. Устраивая физкультурные перерывы, мы не только осуществляем профилактику остеохондроза, мы меняем вид деятельности, вносим новые впечатления. Но все движения должны быть привычными. Жуткая гимнастика не нужна.

 

Можно ли управлять вниманием?

Укрепление нашего внимания никогда не теряет актуальности. Еще ВыгОдский обосновал положение о том, что управление собой всегда более сложно, чем управление другими людьми. Педагог управляет людьми, но он еще должен управлять собой. И мы должны тренировать определенные свойства внимания, понимать, что это процесс длительный. 3 месяца – минимум для выполнения упражнений по тренировке внимания. Тогда будет некоторый сдвиг в отдельных свойствах.

 

Концентрация. Человек может максимально концентрироваться в течение 30 секунд. Максимум в течение 90 секунд. Затем внимание рассеивается. Но внимание можно тренировать.

 

Устойчивость – умение отключиться от внешних раздражителей. Признак интернет-зависимости ребенка – это невозможность ребенка сосредоточиться долго на одной задаче. Он привык по сети прыгать, он не может сосредоточиться (т.е. отмести побочные раздражители от основных). Т.е. ребенок не может сконцентрироваться.

 

Есть тренинги по быстрому чтению. Тоже вполне распространенные. Они основаны на умении сконцентрироваться и поддерживать устойчивость внимание. Быстро читать и быстро понимать прочитанного. Нельзя научиться процессу быстрого чтения за месяц.

 

Посмотрим на практике тренинговые задачи для школьников и вспомним материал. На почту будут положены вопросы. Чтобы карту понятий составили.

 

Дальше мы будем говорить о памяти, как необходимо тренировать память.

Мышление

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.