Общая программа воспитания и индивидуальное своеобразие личности
Мы рассмотрели общую социальную цель – всесторонне гармоничная развитая личность. Но цели воспитания не ограничиваются только этим. Эта цель добавляется, корректируется еще и личной целью воспитания. Эта личная цель реализуется через самовоспитание. Также это корректируется поиском смысла жизни, причем эта проблема встает несколько раз в жизни – в ранней юности, в 40 лет – пересмотр жизни.
Не вступает ли цель гармонически всесторонне развитой личности в противоречие с самой личностью? Что делать, если у ребенка проявляют яркие задатки в каком-либо одном направлении? Если спортсмен, нужна ли математика? Хоть в небольшом объеме – нужна. Чтобы достичь высот в какой-либо области, нужно общее образование, иначе не будет возможности подписываться откуда-либо. Идея всесторонности заложена в человеке биологически. Но всесторонность не означает одинаковость во всех направлениях. Что-то развивается лучше, что-то хуже, но нужно развивать все. Т.е. надо учитывать индивидуальные особенности. Спортсмену нужно рассказать, как математика м. помочь – развивает логику и т.д. Можно подобрать особые задачи. М. потерять интерес к спорту – что тогда?
Цель – отвечать потребностям личности, не является тождеством к обезличенному воспитанию.
Цели воспитания в зарубежной педагогике (см. учебник Подласова )
В разных философских течениях формулируются разные цели воспитания. Подвласов.
Как формулируются цели воспитания в прагматизме, неопозитивизме, теории экзистенциализма, неотомизме, бихевиоризм (необихевиоризм – технократическая модель).