Методы обучения
В предыдущих лекциях мы рассматривали вопросы: чему учить (содержание образования) и как учить (закономерности, принципы обучения).
Рассмотрим вопросы чему учить. Дадим основные определения.
Метод – это способ достижения цели.
Обучение – совместная деятельность.
Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и учащегося, направленный на решение задач обучения.
В разных учебниках разные определения методов обучения.
Метод – понятие интегрированное, состоит из многих составляющих. Например, приемов.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.
Пример 1: метод упражнения. Он разбивается на ряд приемов: 1) показ учителем, как надо выполнять данное упражнение; 2) организация попыток учеников повторения данного упражнения; 3) корректировка неверных действий учащихся; 4) поправление действий; 5) выработка навыков; 6) более сложные упражнения с целью формирования устойчивых навыков.
Пример 2: лекция. Прием: сообщение плана лекции.
Пример 3: эвристическая беседа. Прием: поставить яркий проблемный вопрос или создать проблемную ситуацию.
Средства обучения – весь комплекс мер (средств), направленных на оснащение учебно-воспитательного процесса, на его совершенствование. В широком толковании: это слово учителя, учебники, справочники, энциклопедии, печатные тетради, первоисточники и т.д.
Технические средства обучения – электронные учебники, кадоскоп (пленка кладется), эпидеоскоп (аппарат, в который можно класть учебник, и он транслирует изображение на экран), аудиовизуальные средства (проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны, фильмоскопы), проекторы, смарт-доска, ПК, ноуты, камеры (подкладывают тетрадь под камеру и все высвечивается на доске). Главное – грамотно использовать эти технические средства, чтобы это было эффективно, способствовало экономии времени.
Классификация методов обучения