Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Проблемное обучение

Проблемное обучение

Это обучение через решение учениками тех или иных учебных проблем. Путем решения этих проблем дети получают новые знания. На этой основе развивается познавательная самостоятельность, творческое мышление, происходит общее развитие. Ключевые слова: проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос.

 

Проблемная ситуация – ситуация познавательного затруднения. Не любое познавательное затруднение будет создавать проблемную ситуацию. Так, ученику 8 класса задать дифференциальное уравнение. Это не проблемная ситуация.

 

Условия создания проблемной ситуации:

А. посильная задача, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Б. чтобы было интересно, мотивированно, чтобы появилось внутреннее желание решить проблему (это особое эмоциональное состояние).  

 

Способы создания проблемной ситуации:

1)Неожиданный опыт и демонстрация. Если кусок металла положим в воду, то он потонет; если бритву, то она не утонет.

2)Проблемный вопрос:

a.это вопросы на сравнение, сопоставление;

b.вопросы типа прогнозов;

c.вопросы, которые содержат в скрытом или явном виде противоречия;

Пример: «Преступление и наказание». Раскольников убил процентщицу. Выходит из здания и видит дворника. Дети, вы хотите, чтобы дворник заметил Раскольникова? Сознаешь, что нет. А почему? Противоречие: это преступник, но в то же время вы не хотите, чтобы он попался. Раскручивается сюжет и т.д.

 

d.вопросы, которые требуют объяснения.

 

С точки зрения математики. Проблемные вопросы неинформативны. Будут ли равны треугольники по периметру и двум углам? По справочной литературе не ответишь. Вопрос проблемный, т.к. он в скрытом и явном виде содержит противоречие. Гипотеза: два треугольника д.б. равны. Попробуем доказать.

 

3)Показ проблемы в науке. Часто в общественных науках, еще учитель и сгущает краски.

4)Прогнозирование явлений.

 

«Проблемная ситуация. Как ее создать» - книга.

 

Проблемная задача – задача, которая содержит проблемный вопрос. Ее решение нетривиально. Способ ее решения нужно отыскивать.

 

Структура проблемного урока:

  • Ставится проблемная ситуация.
  • Формулировка проблемы.
  • Выдвигаем гипотезу (если не подтвердилась, выдвигаем еще одну и т.д.)

Треугольники равны. Если у нас равны два угла, то равны и три угла. Следовательно, треугольники подобны. Но, т.к. периметры равны, то коэффициент подобия равен 1. Следовательно, треугольники равны.

 

 

Проблемное обучение может реализовываться на разных уровнях.

Махмутов, Кудрявцев – создатели ПО. Итак, уровни проблемного обучения.

1)Проблемное изложение. Когда мы даем не готовые знания, а раскрываем эти знания как решение той или иной проблемы. Например: помимо рациональных чисел, существуют иррац. числа – можно рассказывать дальше как обычно. Но можно и по-другому: 2=2. Решить.

По теореме Пифагора диагональ – это число, которое соответствует решению. Это число иррациональное. Учитель рассказывает решение этой проблемы.

 

2)Частично поисковая деятельность учащихся. Учитель ставит проблему, а учащиеся пытаются ее с большей или меньшей помощи учителя решить. Пример: измерьте углы треугольника. 1800.
 

Помощь учителя: провели прямую, параллельную основанию.

 

3)Поисковая деятельность. Когда мы ставим проблему, а ученики с начала до конца ее решают. Пример – дали олимпиадную задачу и никак не помогаем детям.

 

4)Исследовательская деятельность (курсовая работа: сам и проблему отыскиваешь, формулируешь, решаешь; проектная деятельность учеников в школе).

 

Плюсы:

  • Развивается познавательная самостоятельность, дети активны;
  • Высокий интерес к учебному труду (развивается мотивация);
  • Прочное усвоение знаний (лучше запоминается);
  • Развитие продуктивного (творческого) мышления. В старших классах трудно развивать творческое мышление.

 

Недостатки:

  • Неэкономно по времени. В зарубежной школе меньше дают знаний, поэтому идут продуктивным путем.
  • Разный уровень учеников. Более способные быстро включаются в деятельность. Более слабые – следят, менее активные. Поэтому класс разделяется на две группы: актив и пассив. Пассив все больше отстает, все больше у пассивных учеников накапливаются пробелы в знаниях. У них снижается мотивация со временем.

 

Проблемное обучение можно вводить не всегда, а на некоторых занятиях. Объяснение – проблемное. Следующий урок – репродуктивно закрепляем.

 

Не надо делать за ученика делать то, что они могут сделать сами. Если есть возможность, дай ему подумать самому. В школах для одаренных детей все идет проблемным путем.

 

 

Программированное обучение

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.