Глоссарий по педагогической этике
Этика - учение о нравственности и морали.
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F0%E0%EB%FC
Нравственность - мораль, которая пропущена личностью через себя и принята ею, становится мировоззрением человека и убеждением.
Профессиональная этика - часть этики, которая касается трудовых взаимоотношений в определенной профессии.
/Профессия – это род трудовой деятельности, который требует определенной подготовки./
Педагогическая профессия - род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является напрвленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418.
http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2381/Педагогическая_профессия
Педагогическая деятельность - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%E4%E5%FF%F2%E5%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC
/Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной./
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%E4%E5%FF%F2%E5%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC
Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования. Например, «Дошкольная педагогика и психология», «Русский язык и литература».
http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/1.html
/Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач./
http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/1.html
Педагог - учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.
Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978
http://slovari.yandex.ru/Педагог/БСЭ/Педагог/
Учитель – специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.
С одной стороны – это преподаватель, т.е. тот, кто передает знания, накопленные человечеством. С другой стороны – это наставник, т.е. человек, который говорит, как себя вести, как жить, который наставляет; цель наставника – культурно-нравственное становление личности, социализация личности.
Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание детей и подростков, способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и специальных педагогических воздействий. Воспитатель – так называется педагогическая профессия и должность в детском учреждении (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня, воспитатель в детском саду, воспитатель отряда в летнем оздоровительном лагере). Воспитатель выполняет роль посредника в решении проблем ребенка между семьей и школой, школой и внешкольными учреждениями. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, он – носитель гуманистических отношений между взрослыми и детьми; он – организатор правовой, психологической, социальной и педагогической защиты ребенка.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. http://spiritual_culture.academic.ru/446/Воспитатель
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни. Под «личностью» могут понимать человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F7%ED%EE%F1%F2%FC
Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся достижением обучающимся установленных государством образовательных уровней.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных воспитательных действий.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитание
Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм
Духовность - объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью. Укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Тема 2: Нравственные принципы взаимодействия с основными участниками образовательного процесса.
Педагогический такт - это педагогический подход, который предполагает соблюдение во взаимоотношениях с учащимися помимо общечеловеческого такта еще и особый психологический такт, позволяющий находить педагогу наиболее эффективные средства воспитательного (педагогического) воздействия.
Тема 3: Педагогическое общение
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 459.
Учитель реализует три вида общения: социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное, личностно-ориентированное.
Тема 4: Культура педагогического общения
Установка – это определенный настрой человека воспринимать другую личность, события, обстановку определенным образом.
Тема 5: Конфликт в педагогическом процессе
Конфликт – это столкновение противоречий.
Тема 6: Этическая защита
Этическая защита – это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.
Тема 7. Профессионально-личностное становление педагога.
Целеполагание - практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации наиболее экономичными средствами.
В педагогике - это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь.
Профессиональное самоопределение - одна из форм личностного самоопределения; характеризует процесс поиска и приобретения профессии, осуществляется в результате анализа своих способностей, возможностей в соотнесении с требованиями профессии.
Саморазвитие - это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.
Профессиональный идеал - это профессиональная высшая цель, основа жизнетворчества и жизнестроительства, так как человек живет и трудится в соответствии со своим представлением об успешном профессионале.
Самосовершенствование - то процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. В самосовершенствовании человек ориентируется не на внутренние ощущения (гармонично мне или нет), а на требования жизни: я справляюсь с вызовами жизни? Я достоин? Тот, кто интересуется самосовершенствованием, видит вершины развития и хочет их достичь.
Педагогические умения - совокупность различных действий педагога, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально – психологические особенности педагога.
Согласно классификации Е.А. Панько, эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения).
Конструктивные умения необходимы для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения.
Организаторские умения распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность учеников, родителей, коллег. Организаторские умения не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией.
Специальные умения - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в образовательном учреждении.
А.И. Щербаков и А.В. Мудрик педагогические умения сводят к трем основным:
1. умение переносить известные педагогу знания, варианты решения, приемы воспитания и обучения в условия новой педагогической ситуации;
2. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3. умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.
Педагогическая техника - это комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата.
Педагогическое мышление - это обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической действительности. Проявляется оно в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия.
Самооценка учителя – представление о себе как о личности, профессионале.
Мотивы учебно-познавательной деятельности – выделяют две группы.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом. Здесь имеются две подгруппы мотивов.
А. Мотивы, связанные с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений. Такую мотивацию можно условно назвать мотивацией содержанием.
Б. Мотивы, связанные с самим процессом учения. Учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания, в процессе решения трудных задач; увлекает сам процесс решения, а не только полученные результаты. Такую мотивацию можно условно назвать мотивацией процессом.
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. В эту группу входят следующие подгруппы мотивов.
А. Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к предстоящей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
Б. Узко-личностные мотивы — стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников; стремление получать хорошие отметки. Такая мотивация условно названа мотивацией благополучия. Сюда же относится желание быть в числе первых учеников, желание быть лучшим, желание занять достойное место среди товарищей. Такая мотивация условно названа престижной мотивацией. В эту категорию мотивов входят отрицательные мотивы - стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться. Подобную мотивацию можно условно назвать мотивацией избегания неприятностей.
Культура учебного труда - система знаний, умений и навыков, позволяющих рационально организовывать обучение, обеспечивать его высокую производительность. Основными структурными элементами культуры учебной работы являются:
а) знание психологических, анатомо-физиологических свойств собственного организма; гигиенических требований к организации рациональной учебной работы, условий сохранения умственной работоспособности;
б) навыки и умения - целевые, планирования решения задач, составления рационального режима дня; самоконтроля умственной деятельности; работы с книгой, развития памяти, внимания, воображения, мышления.