§182 - §183
Гражданское общество выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства. В гражданском обществе каждый для себя – цель, но без других людей он не может достигнуть своих целей. Удовлетворяя свою цель, человек удовлетворяет и стремление других к благу.
§184
В гражданском обществе особенность (индивидуальное) и всеобщность (общее) распались, но они и взаимосвязаны. Так, уплата налогов враждебна природе каждого, но без этого страна не может существовать.
§185-186
Своими представлениями человек расширяет сферу своих вожделений, что ведет его к нужде, и запутанность этого состояния может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего государства.
§187
Образование – это нечто абсолютное, обладающее бесконечной ценностью, позволяющее особенному подняться до всеобщего духовного (нравственности). Это труд, позволяющий преодолеть суетность, произвол желаний. Образование есть сглаживание особенности, необходимое для того, чтобы она вела себя согласно природе вещей.
§188
Гражданское общество содержит в себе три момента:
- удовлетворение потребности каждого через потребности других;
- защита собственности посредством правосудия;
- исключение случайности; внимание к особенному и к общему с помощью полиции и корпораций.
А. Система потребностей
§189
На первый взгляд кажется, что все предоставлено произволу единичного, но на самом деле в мире все взаимодействует согласно законам, которые могут быть познаны, например, при помощи политэкономии.
а) Характер потребности и ее удовлетворения
§190-191
Потребности человека благодаря рассудку более разнообразны, чем потребности животного. Увеличение многообразия потребностей подавляет вожделение, т.к., когда люди пользуются многим, стремление к чему-нибудь одному не столь сильно, и многообразие служит признаком того, что нужда не так уж велика.
§192
Форма всеобщности – в ориентации каждого на других. Человек приобретает у других средства удовлетворения своих потребностей и должен, соответственно, принимать их мнение. Но одновременно человек вынужден производить средства для удовлетворения потребностей других. Следовательно, все частное становится общественным.
§193
Потребность – это попытка сделать себя равным другим; с другой стороны, потребность проявить себя становится источником роста многообразия потребностей.
§194
Духовная потребность, которой присуще качество всеобщего, получает перевес над природной потребностью. Естественная потребность и ее удовлетворение – это состояние погруженной в природу духовности, или грубости и несвободы; свобода обретается лишь в духовном.
§195
Роскошь – это бесконечное увеличение зависимости и нужды. Где роскошь на одной стороне достигает высшей точки, там нужда и порочность на другой стороне столь же велики, и цинизм становится противоположностью утонченности.
b) Характер труда
§196
Средства удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и трудом человека.
§197
Неумелый человек всегда производит не то, что он хочет, потому что он не господин своей деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть.
§198
Всеобщее и объективное в труде создает разделение труда. Труд отдельного человека упрощается благодаря разделению, в результате увеличивается его умение и количество произведенных им продуктов. Абстракция в производстве делает труд более механичным, и в конце концов человек уступает свое место машине.
с) Имущество [и сословия]
§199
Зависимость всех друг от друга создает всеобщее пребывающее имущество. Каждый с помощью своей образованности и умения может получить часть этого имущества, чтобы обеспечить себе средства к существованию. То, что добыто трудом каждого, в свою очередь, сохраняет и приумножает всеобщее имущество.
§200
Возможность получить долю всеобщего имущества обусловлена отчасти собственным капиталом, отчасти умением, а также случайными обстоятельствами, которые ведут к неравенству имущества и умений индивидов.
§201
Из-за различия средств формируются сословия. Первый базис государства – семья, второй – сословия. Этот второй базис важен потому, что здесь находится тот корень, посредством которого эгоизм связывается со всеобщим, с государством.
§203
а) Имущество субстанциального сословия состоит в природных продуктах земли.
Подлинное начало государства связано с введением земледелия и института брака. Принцип земледелия влечет частную собственность, а брак превращает потребности в заботу о семье, а владения – в семейное имущество. В этих институтах проявляет себя разумность как абсолютная конечная цель.
§204
b) Занятие промышленного сословия состоит в формировании продуктов природы и зависит в добывании средств к существованию от своего труда, от рефлексии и рассудка, труда других. В этом сословии выделяются три сословия в зависимости от масштаба производства и вида деятельности: сословие ремесленников, фабрикантов, торговое сословие.
Промышленное сословие склонно к свободе, а субстанциональное – к подчинению, так как последнее привыкло подчиняться природе.
§205
c) Занятие всеобщего сословия состоит в охранении всеобщих интересов общества, поэтому оно должно быть освобождено от непосредственного труда.
§206
На принадлежность индивида к тому или иному сословию влияют природные свойства, происхождение и внешние обстоятельства.
§207
Человек вне сословия – частное лицо и не пребывает во всеобщности.
§208
Благодаря системе сословий человек обретает собственность, которую защищает правосудие.
Б. Отправление правосудия
§209
Значение человека в том, что он человек, а не в том, что он еврей, католик, протестант, немец, итальянец и т.д.
Право защищает каждого человека, его потребности. Только образование дает мысль о праве. В праве надо применять к предметам форму всеобщности.
а) Право как закон
§211
Свод законов – право. Законы – записанные обычаи. Они выражают всеобщее. Для образованного народа – оскорбление отказать ему в принятии кодекса.
Английское право прецедентов очень путано.
Возникновение коллизий при применении законов, в разрешении которых играет свою роль рассудок судьи, необходимо, ибо иначе ведение дела приняло бы механический характер.
§212
Закон может быть отличным по своему содержанию от того, что есть право. Источник права – то, что есть закономерно.
§213
Содержание права - переплетающиеся в гражданском обществе отношения и виды собственности и договоров, нравственные отношения.
Предметом законодательства могут стать лишь те стороны, которые по своей природе способны обладать внешней стороной. Так, отношения между мужем и женой, относящиеся к внутренней сфере, не могут быть предметом закона.
§214
Право дает границы наказания, а судья принимает конкретное решение, исключая колебания, допускаемые в праве.
b) Наличное бытие закона
§215
Законы должны быть доведены до всеобщего сведения. Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам должен знать его.
§216
С одной стороны, объем законов должен быть законченным целым, с другой – существует постоянная потребность в новых правовых определениях. Вообще, ничто не может быть полным. Каждый кодекс мог бы быть еще лучше, ибо самое замечательное может мыслиться еще более замечательным.
§217
Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной. Формальности необходимы для осуществления закона (например, ипотечные книги, регистрация и т.д.), хотя некоторые считают их оскорбительным – полагая, что они приносят лишь доход начальству и обесценивают слово чести.
§218
Преступление – нарушение не только субъективно-бесконечного, но и всеобщего дела. Опасность преступления для общества, с одной стороны, увеличивает серьезность преступления, но, с другой – общество, уверенное в своей силе, снижает внешнюю важность преступления и способствует большей мягкости наказания.
Уголовный кодекс связан со своим временем и с состоянием гражданского общества в это время. Если общество недостаточно устойчиво, то наказания должны служить устрашающим примером; если общество уверено в своих силах, то наказания в таком обществе мягче.
с) Суд
§219
Осуществляет право публичная власть, суд. Правосудие следует считать как обязанностью, так и правом государственной власти, которое не связано с желанием индивидов передавать или не передавать эти полномочия особой власти.
§221
Член гражданского общества имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право. Правитель обязан по частным вопросам признавать над собой власть суда.
§222
Судопроизводство предоставляет сторонам возможность приводить свои доказательства, а судье войти в суть дела.
§223
Чтобы защитить стороны от излишних формальностей, следует предоставить им возможность обратиться к третейскому или мировому суду и попытаться прийти к соглашению.
§224
Решение суда затрагивает интересы всех, поэтому судопроизводство должно быть публичным. Цель суда есть право, которое в качестве всеобщего должно совершаться в присутствии всеобщего; кроме этого, граждане должны знать, что осуществляется действительно право.
§225
В деле осуществления права различаются две стороны: 1) знание самого случая (его деталей); 2) подведение данного случая под закон.
§226
Ведут расследование – одни люди (они могут и не иметь специального образования), а выносит решение – судья. Суд должен быть судом присяжных.
§229
Справедливость составляет нечто великое в гражданском обществе: хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность - основное условие его блеска; полиции и корпорации обеспечивают индивидуальное благо.
С. Полиция и корпорация
а) Полиция
§231-237
Всеобщие дела и общеполезные мероприятия требуют надзора и заботы публичной власти. Цель полицейского надзора и опеки – предоставить индивиду всеобщую возможность для достижения индивидуальных целей.
Иногда полиция может действовать чрезвычайно педантично и стеснять повседневную жизнь индивидов.
§238
Семья должна заботиться о хлебе для своих членов, однако в гражданском обществе объем ее деятельности не столь велик. Гражданское общество - могучая сила, которая требует от человека, чтобы он на него работал, при этом человек сохраняет в обществе те же права и притязания, которые он имел в семье. Гражданское общество должно защищать своего члена, а индивид в свою очередь обязан соблюдать права гражданского общества.
§239
В качестве всеобщей семьи гражданское общество имеет право надзирать за воспитанием детей и влиять на ребенка, пресекая произвол родителей. При публичности воспитания основная оппозиция исходит от родителей, они выражают неудовольствие учителями и учебными заведениями, потому что их желания противоречат действиям тех. Тем не менее, общество имеет право действовать соответственно своим проверенным воззрениям, заставлять родителей посылать своих детей в школу, делать прививки против оспы и т.д.
§240
Общество имеет право устанавливать опеку над теми, кто своей расточительностью уничтожает обеспеченность своего существования и своей семьи.
§241
Для бедных место семьи занимает всеобщая власть, помогая им в нужде и борясь с их нежеланием работать, злобностью и другими пороками, порожденными их положением.
§242
Состояние общества следует признать тем совершеннее, чем меньше индивиду приходится делать для себя по сравнению с тем, что выполняется путем всеобщих мероприятий.
§243
Когда гражданское общество не встречает препятствий в своей деятельности, его народонаселение и промышленность растут; но появляется класс, связанный с трудом, неспособный наслаждаться всей свободой и духовными преимуществами гражданского общества.
§244
Когда жизнь большой массы людей оказывается ниже известного уровня существования, это ведет к потере чувства права и чести обеспечивать свое существование собственной деятельностью, возникает чернь, что способствует концентрации несметных богатств в немногих руках.
Важный вопрос, как устранить бедность, волнует современное общество.
§245
Ни благотворительность, ни предоставление работы не решают эту проблему.
§246-247
Гражданское общество выходит за свои пределы, чтобы искать потребителей и необходимые средства к существованию у других народов. Основа мировой торговли – стремление к наживе.
Расширение связей предоставляет также колонизация, с помощью которой гражданское общество обретает новую сферу потребления и новое поприще для приложения своего труда.
§249
Полиция сохраняет всеобщее как внешний порядок и защищает массы от особенных целей и интересов, существующих во всеобщем.
b) Корпорация
§250
Корпорация свойственная промышленному сословию.
§251-255
Корпорация имеет право под надзором публичной власти заботиться о своих собственных интересах, принимать членов, охранять своих членов от случайностей, заботиться об усовершенствовании их способностей – вообще, выступать по отношению к ним как вторая семья.
Вывод: Способствуя осуществлению своей цели, человек способствует и осуществлению всеобщего, а оно в свою очередь способствует осуществлению цели человека.
Гражданское общество содержит в себе три момента:
- удовлетворение потребности каждого через потребности других;
- защита собственности посредством правосудия;
- исключение случайности; внимание к особенному и к общему с помощью полиции и корпораций.
|