Структура акта деятельности
Каждый акт деятельности (отдельная деятельность или действие) является интеллектуальным актом и имеет следующую структуру:
1)Ориентировочная фаза
2)Исполнительная фаза
3)Контрольная фаза (некоторые ученые включают в эту фазу и коррекцию)
Почему каждый акт деятельности является интеллектуальным актом? Интеллект – это способность решать задачи, которых раньше не было в опыте человека. Например, первый раз что-то починить и т.д.
У животных есть инстинкт (то, что заложено природой), навык (опыт, сформирован путем проб и ошибок), интеллект (то, чего не было раньше в опыте). Пример интеллекта: у шимпанзе - привязывали банан к палке и смотрели, как он его достанет. Шимпанзе подставлял ящик и т.д. Но: у обезьян нет разделения функция.
Сделали эксперимент. Высадили на остров человекоподобных обезьян в Ленинградской области. Они любили консервированный компот. На их глазах банку с компотом поставили в яму, закрыли камнем, камень подвесили на рычаг. Когда нажимаешь рычаг, нельзя достать банку. Обезьяны не могли договориться – один жмет на рычаг, другой – достает.
Каждый акт деятельности интеллектуальный, т.к. каждый раз есть что-то новое. Взять листочек легко, а толстую тетрадь нужно брать по-другому. Прежде, чем что-то сделать – нужно сориентироваться. Ориентировочная и контрольная фаза всегда протекают во внутреннем плане, внешне не выражены. Исполнительная фаза может быть внешне выраженной и внешне не выраженной, протекать во внешнем плане или во внутреннем. Когда все три фазы протекают во внутренней фазе? Читаем, решаем задачи в уме.
Умственная деятельность принципиально имеет то же самое внутреннее строение, что и внешняя практическая, и произошла из внешней путем интериоризации. Интериоризация – это превращение внешнего во внутреннее. *Интерьер – внутреннее убранство.* В частности, нет такого математика, который когда-то не считал на палочках и на камушках. Другое дело, есть талантливые люди, которые быстро от этой фазы перешли к решениям в уме.
Итак, мы рассмотрели, что такое деятельность. Какое отношение деятельность имеет к активным методам воспитания?
Как определяем, какая деятельность протекает. – По мотиву. А воспитание – это тренировка + упражнения + обучение (по Платонову). Одной тренировкой можно вырастить только собаку. Учитель должен уметь заинтересовать. Очень хороший учитель – сделать так, чтобы знания связывались с мотивами личности (как применить знания к жизни, человек должен использовать эти знания при построении своей жизни).
Механизмы воспитания и деятельности примерно одинаковы. Деятельность всегда мотивирована, всегда целенаправленна, всегда отработаны предметные операции.
Всегда ли деятельность – проект. Проект – это целенаправленное, управляемое изменение, фиксированное во времени. Для того чтобы деятельность стала проектом – нужна фиксация во времени. Важная характеристика проекта – различение того, что производится и того, что в результате происходит, т.е. различение продукта и результата.
Посадка клумбы – это проект? Проект начинается с анализа ситуации. Просто посадили – не проект, а если посадили, чтобы изменить что-то в жизни, то проект.
Структура проектной деятельности:
Основные признаки проектной деятельности:
1)Ориентация на получение конкретного результата, следовательно, проект начинается с анализа ситуации, которую мы хотим изменить.
2)Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации (проработка деталей) и конкретизации.
3)Относительно жесткая фиксация срока достижения результата.
4)Предварительное планирование действий по достижению результата.
5)Программирование (! – это есть не в каждой деятельности). Планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта.
6)Выполнение действий с их одновременным мониторингом (отслеживание) и коррекцией.
7)Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования и анализ новой ситуации.
Что у нас есть? Наш проект.
По 1-му пункту. Анализ ситуации – трудность изучения математики в силу ее высокой абстрактности, трудность для учителя математики быть интересным для учеников человеком.
По 2-му пункту. Результат нашего проекта (что мы хотим) – мы хотим создать ресурс, который поможет учителю преодолеть эти трудности. Мы делаем эскиз (образное нестрогое представление) того, что поможет показать красоту математики. У нас для этого есть опрос. Формы опроса – устная форма, анкетирование, кто-то разослал по электронной почте, можно на форуме спросить.
По 3-му пункту. Время – конец семестр.