Роль отца в воспитании детей
I. Введение
II. Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку
III. Роль отца в воспитании детей
1. Об «органических» связях ребенка с отцом и матерью
2. Готовность к отцовству
3. Роль отца в воспитании мальчика
4. Роль отца в воспитании девочки.
5. Бурные игры.
6. Защита от избыточной материнской опеки.
7. Отцы глазами детей – классификация «типов» отцов.
IV. Заключение
V. Список использованной литературы
I. Введение
Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка.
Исторические и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях».
Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступал как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В современной городской семье мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал.
Переход мужчины к состоянию отцовства – важное событие, которое часто недооценивается. Оно символизирует переход от одной стадии жизненного цикла к другой. Часто ожидание и рождение ребенка могут стать для мужчины настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.
У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций, страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери». А это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчины менее важное событие, чем для женщины.
Цель данной работы - рассмотреть роль отца в жизни ребенка, дать классификацию «типов» отцов в зависимости от их роли в воспитании детей.
II. Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку
С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
Педагоги детских садов часто наблюдают ситуацию, когда дети 5-6- лет, играя в игру «Дочки-матери», с лёгкостью включаются в женские роли (мамы, бабушки) и с трудом и меньшим интересом изображают отца, который, в их исполнении, чаще всего уходит на работу и больше не участвует в игре или ест, смотрит телевизор и играет на компьютере.
Современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец - не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей являются стереотипом нашей «культуры отцовства».
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить... А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».
Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.
По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Однако психологи отмечают также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом они играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, качают на ноге, кружат, катают на спине... Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы при виде отца тянутся к нему и поднимают брови: «Раз папа здесь, будем играть». В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это можно объяснить тем, что отцы играют с ними в более подвижные игры.
Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
Последние данные исследований показывают, что отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку - условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
III. Роль отца в воспитании детей
- Об «органических» связях ребенка с отцом и матерю.
Очевидна органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Ребенок - плод материнского тела, поэтому он всю жизнь нуждается в ее любви; психологическая зависимость ребенка от матери органическая. Поэтому, когда мама выходит замуж за "чужого дядю", это часто воспринимается как посягательство постороннего на самую важную в жизни ребенка связь. Осуждение поведения ребенка, упреки в эгоизме, прямое давление, принуждающее "принять" чужого дядю в отцы, - все это вызовет только отрицательное отношение к мужчине. Нужен особый такт, чтобы ребенок не почувствовал лишения жизненно важного тепла матери и ее внимания.
Отец воспринимается иначе. Это, прежде всего, ощущение силы, родной и близкой, которая «окутывает» и защищает. Если мать - источник жизни и жизнетворного тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком силой. Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней.
Мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, грома, злой собаки и т.д. "Мой папа как даст! Он самый сильный!"
2. Готовность к отцовству
В нашем сознании живет столетиями сформировавшееся представление о том, что папы всегда мечтают о сыновьях, а мамы - о дочерях. Казалось бы, так оно и есть - отец с сыном вместе что-нибудь мастерят, а девочка помогает матери по хозяйству... Однако в жизни, особенно в последнее время, типичной стала другая ситуация: муж реагирует на рождение собственного сына как на... младшего брата, испытывая ревность.
Это происходит потому, что сейчас темп старения существенно снизился по сравнению с предыдущими поколениями, а темп роста при этом происходит немного быстрее. В результате в 25-30 лет мужчина зачастую ведет себя как ребенок, не отдавая себе в этом отчет.
Извращенность такого представления о собственном сыне заключается в том, что сына воспринимают как будущего соперника, конкурента. Ведущую роль играют иррациональное опасение (его будут любить больше, чем меня) и связанный с этим страх быть отвергнутым. В результате возникает агрессия, раздражение. В данной ситуации объектом подобных реакций становится маленький ребенок, который хорошо чувствует, когда его признают и когда отвергают.
Потребность в воспитании, любовь к ребенку усиливаются при непрерывном общении с ним, постоянных и тесных контактах. Психологами установлено, что те дети, с которыми родители, особенно отец, не могли контактировать в первые полгода - год жизни, навсегда остаются менее любимыми, чем те, контакты с которыми были тесными и продолжительными.
Практический вывод следующий. Жене часто бывает нелегко понять позицию мужа, которому теперь стало уделяться меньше внимания. И довольно часто в жизни бывают ситуации, когда молодая женщина, вместо того чтобы поговорить с мужем, объяснить, насколько сильно сейчас нуждается в нем ребенок (мужчине очень важно чувствовать себя незаменимым), попросить его помочь по хозяйству, в выполнении домашних обязанностей, очень часто принимает решение переехать с грудным ребенком к своей матери. В такой ситуации папа по-настоящему родным может так и не стать. Он, может быть, будет любить ребенка умом, но в сердце место ему не выделит.
Таким образом, женщина, вместо того чтобы включить, вовлечь отца во взаимоотношения с сыном, наоборот, выключает его из жизни маленького ребенка, лишая его необходимого контакта. Некоторые папы рассуждают следующим образом: пока ребенок маленький, он должен быть все время с мамой. А в присутствии отца пока нет особой необходимости. Потом, мол, вырастет сын - мы с ним в футбол играть будем, и уроки делать, и по дому что-нибудь...
Однако это "потом" может и не наступить, если не проявить еще вначале активность, вовремя не вступить в тесный эмоциональный контакт, который так необходим ребенку.
- Роль отца в воспитании мальчика
Иногда отец стремится сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Однако, если у ребенка не получается, отец начитает критиковать его, и ребенку начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. Одобрение отца важнее, чем указания и поправки. Игра в футбол - прекрасное занятие, если она была предложена сыном и если они с отцом играют для развлечения.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.
- Роль отца в воспитании девочки
Мальчику нужен отец как образец для подражания. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.
5. Бурные игры
Отцы обычно любят бурные игры с детьми, и детям они тоже нравятся. Но дети легко возбуждаются от таких игр, что иногда приводит к ночным кошмарам. Необходимо всегда помнить, что в возрасте от 2 до 4 лет дети легко теряют контроль над своими чувствами, такими, как любовь, ненависть, страх. Маленькие дети не очень четко отличают реальное от нереального. Если отец играет медведя, то ребенок в этот момент и в самом деле считает его медведем. Это слишком сильное переживание для малыша. Поэтому бурные игры должны быть добродушными и недолгими, даже если ребенок просит еще. Очень важно, чтобы бурные игры были не преследованиями или драками, а просто акробатикой. Но игру следует немедленно прекратить, если ребенок слишком возбудился.
6. Защита от избыточной материнской опеки
Отец должен защищать ребенка от избыточной материнской опеки - некоторые матери склонны нянчить детей даже тогда, когда они уже вышли из младенческого возраста. Отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу. Если материнская любовь показывает ребенку, что его любят, уверенная любовь отца демонстрирует компетентность ребенка. Поскольку отца, как правило, воспитывали в менее стесненной форме, чем мать, ему легче, чем матери, позволить ребенку экспериментировать с независимостью.
7. Отцы глазами детей
Такими представляются отцы собственным детям.
Папа под каблуком. Правом голоса в таких семьях обладает не супруг, а его жена. В данном случае в глазах ребенка папа - сам ребенок, поскольку мама всегда говорит ему, что нужно делать. Поэтому папа также нуждается в маме, считают малыши. Относительная "неуравновешенность" отца - плохой пример, плохая модель для семьи, для детей.
Папа - клоун. Родитель этой группы ждет не дождется конца недели, стремясь поиграть с ребенком во все игры, которые тому нравятся. Игры эти продолжаются до полной потери сил. Однако позднее дети говорят: "Мы не младенцы! Будьте добры, воспринимайте нас как взрослых, так как у нас также существуют свои проблемы!" Совет психологов: роль отца заключается не в том, чтобы строить из себя клоуна и развлекать семейство - необходимо расти вместе с собственными детьми, вовремя реагируя на их изменяющееся мировоззрение.
Отцы вне семьи. В эту группу входят разведенные мужчины, которые могут встречаться с детьми лишь в выходные дни или еще реже. Если у отца и ребенка нет постоянных общих интенсивных впечатлений, они становятся чужими друг для друга. Совет для разведенных отцов: даже если у вас и очень напряженные отношения с бывшей супругой, систематически разговаривайте с ней о детях. Такая практика себя оправдывает, поскольку вы редко встречаетесь со своим ребенком.
Отец у телевизора. Это тип отцов, которые, вернувшись с работы, тут же садятся к телевизору или утыкаются в газету. Подобное поведение главы семейства ущемляет самоуважение детей, их достоинство, поскольку они прекрасно чувствуют, что меньше значат для отца, чем газета или телевизор. Подобный образ жизни ведет к тому, что дети могут стать такими же пассивными, как и отец.
Отец - мазохист. Такие отцы готовы пойти ради детей на все. Они провожают до дома с дискотеки в три часа ночи двадцатилетнюю дочь или сына, платят штраф за разбитое стекло и т.д. Главное, чтобы у их отпрысков не было никаких проблем. Мнение психологов по данному вопросу: у такого мужчины было трудное детство или он боится потерять любовь детей. Надо уметь сказать "нет", так как ребенок должен научиться чувствовать ответственность за совершенные поступки.
Отец - трудяга. Родитель проводит много времени вдали от семьи, часто находится в разъездах, на работе. Когда отец дома, дети ведут себя благовоспитанно, как в присутствии гостей, стараясь беспокоить взрослых как можно меньше. Поэтому, если вы в отъезде, старайтесь поддерживать связь с детьми, например, по телефону. После возвращения из поездки подробно расскажите детям, какие вопросы вы решали вдали от дома. Однако никогда на навязывайте себя детям, лучше подождите, пока они сами проявят интерес к вашим служебным делам.
Отец - карьерист. Такой мужчина живет только работой; все остальное, включая семейные проблемы, отходит на второй план. Он мечтает, чтобы ни у кого в семье не было проблем, чтобы не выходить из равновесия, спокойно трудиться и делать карьеру. Дети получают от такого отца любую игрушку или одежду, о которой могут только мечтать, чувствуя тем не менее, что отец не обращает на них должного внимания, так как работа для него превыше всего. Это также ущемляет самоуважение детей. Совет психологов: стараться как можно интенсивнее проводить время с детьми в выходные. Если есть возможность, нужно сводить их к себе на работу, рассказать о своих служебных обязанностях.
Суперотец. Такой отец всегда находится в распоряжении детей, когда в этом есть необходимость. Он со всей серьезностью относится к воспитанию детей, у которых есть мечты, желания и чувство ответственности. Дети верят в него и знают, что всегда могут рассчитывать на поддержку отца, которая вселяет в них уверенность. Они рады тому, что отец воспринимает их как взрослых. Однако такой отце - явление крайне редкое.
Папа - товарищ. Он систематически ходит с детьми на футбол, в кинотеатр, вместе мастерит. Без него в семье ничего не предпринимают. Естественно, дети рады совместным программам, счастливы и горды тем, что папа может находиться рядом. Но иногда дети хотят побыть в одиночестве или в кругу своих друзей. Совет психологов: отец любит детей, с удовольствием проводит с ними время, но иногда такая практика может иметь отрицательные стороны. Дети, как и взрослые, иногда предпочитают уединиться, чтобы порисовать, почитать, поиграть с друзьями, то есть заняться тем, что им ближе.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО КЛАССИФИКАЦИЙ...
«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть и папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой середины.
«Мама-папа». Напоминает «папу-маму». У «мамы-папы» главная забота - угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.
«Карабас Барабас». Папа – пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного.… Этот страх загоняет душу ребенка в лабиринт тупиков. И везде ждет ребенка наказание за содеянное. При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется…, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».
Другой тип непреклонного папы – папа «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в таких ситуациях, когда он не прав. Его нрав – неприступная крепость, он действительно крепкий орешек.
«Попрыгунья Стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок гость, о котором должна заботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок – обуза… И к тому же тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.
«Добрый молодец», «Рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтобы сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. И ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба ни мясо», «Под каблуком». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует его жена, вторящий ей, словно эхо, пляшущий под ее дудку, - словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы помочь ему, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть ли у него папа или нет…
IV. Заключение
Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является "архитектором" окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей.
Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.
V. Список литературы
- Х.Г. Джайнот "Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет" («Юнити» 2006)
- Бенджамин Спок "Ребенок и уход за ним" («Медицина», 2004)
- Фромм А. «Азбука для родителей или как помочь ребенку», («Эксмо», 1997)
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья/А. С. Спиваковская. - Том 2. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб.1997
- Овчарова Р.В. Психология родительства. М. 2005
- Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М.1990
- Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс.2000.№11.