Педагогические ситуации. Намекните на неадекватность поведения агрессора
Нормальные люди ни к кому не пристают и никого не оскорбляют, поэтому абсолютно все ведущие себя бестактно личности показывают окружающим, что у них существуют проблемы психического, умственного и культурного плана.
А. Скажите: «То, что вы мне приписываете, – только в вашем воображении»
Вы битый час убеждаете чиновника выдать вам необходимый документ, а тот, чтобы оболгать вас перед другими посетителями и поставить вас в неловкое положение, говорит громко, на все помещение: «Прекратите истерику!» Как правило, люди начинают оправдываться, говоря: «Я не устраивал истерику – не обманывайте». Такая ситуация называется «доказывать, что ты не верблюд». Надо: «Истерика происходит только в вашей голове».
Б. Осведомитесь: «Вы всегда такой или только по воскресеньям?..»
- «Пожалуйста, переключите свое внимание на что-нибудь другое»
- «Вы всегда так разговариваете или только по воскресеньям?», «Вы только на пляже так кричите или везде?».
- «А с кем вы разговариваете?» («Что вы видите перед собой?») Подобные вопросы уместно задать человеку, который пытается вывести вас из себя, произнося в вашем присутствии ругательства, но не обращается при этом к вам лично.
- Если вас обзывают, скажите: «Что ж, я разрешаю вам называть меня, как вам будет угодно, – можете называть меня на «ты», можете даже материться, особенно если вашему здоровью от этого будет легче».
- Великолепное воздействие оказывает вопрос: «Что заставляет вас...» (далее следует назвать действие агрессора). Например, вы спрашиваете: «Что заставляет вас говорить мне это?», «Что заставляет вас приходить ко мне снова и снова?», «Что заставляет вас смотреть на меня так пристально?» и т.п. Вопрос этот, во-первых, намекает на то, что агрессор стал жертвой собственных причуд и страстей, причем, возможно, у него не все в порядке с психикой. Вопрос заставляет нападающего задуматься о глубинных мотивах собственного поведения. Даже если он что-нибудь ответит вам на это, все равно ваш вопрос еще долго будет вертеться у него в голове. Главное – не помогать грубияну, выдвигая конкретные предположения о мотивах его поведения, – этим вы только испортите эффект.
В. Спросите: «Что вы хотите сказать с помощью этого междометия?»
«Фу! тьфу! эй! ба! увы! о-о-о! оба-на! хи-хи! ай-ай-ай» и т.п. К междометиям относятся и всяческие прицокивания, щелканья языком, присвистывания и т.д.
- «Объясните, пожалуйста, что вы хотите сказать с помощью этого междометия?» или «Скажите, что означает «ц»?» (прищелкните языком, как это делает агрессор).
- «Что вас заставляет выражать свои мысли одними междометиями? Что мешает вам выразить их с помощью речи?»
- «Кто учил вас выражать свои мысли с помощью междометий?»
/Обе фразы – это варианты приема «Поставьте над агрессором начальника»./
- «Вам кто-то сказал, что использование междометий делает вас красивой?»
(Приемы «Поставьте над агрессором начальника» плюс «Поставьте перед ним зеркало».)
- «А у себя на работе (с начальством, с женой, с тещей и т.п.) вы тоже общаетесь с помощью междометий?» (Прием «Вы такой храбрый не со всеми».)
- «Как вы думаете, что бы сказала ваша учительница русского языка, если бы услышала, что вы общаетесь с помощью междометий?» (Прием «Призовите невидимых свидетелей».)
- «Вы привыкли общаться с помощью первой сигнальной системы?» (Если помните, так назывался в школьном учебнике биологии доречевой способ общения, характерный для приматов и древнего человека.) Этот способ очень прозрачно намекает на то, что агрессор – человек недоразвитый.
Однажды Иосиф Сталин при гостях обратился к своей жене, Надежде Аллилуевой: «Эй, ты, иди сюда!» «Я тебе не «Эй», – ответила женщина.
Г. Предложите противнику повторить действие и получить иной результат
«Молодой ученый, рассказывая Генриху Гейне о своем путешествии, не без задней мысли заметил:
– И знаете, что на меня произвело самое сильное впечатление при посещении Гаити?
– Что же?
– То, что я не встретил там ни одного еврея и ни одного осла.
Гейне, не скрывавший своей национальной принадлежности, хладнокровно заметил:
– Разве? А что бы вы сказали, если бы мы оказались там с вами вдвоем?»
Ответ Гейне оказался удачным благодаря тому, что он, по сути, предложил противнику еще раз произвести то действие, о котором тот говорил. Этот прием – разновидность метода одновременной «прицепки» к глаголу и существительному.
Сказанная фраза представляет собой скорее провокацию, а не оскорбление. Если бы поэт спросил, почему его собеседник соединил в одной фразе осла и национальность, тот мог бы сделать вид, что не имел в виду ничего дурного и оскорбительный подтекст получился случайно.
Случай с Гейне напоминает ситуацию, когда Брамсу решили «сделать приятное», уподобив его персону бутылке вина из подвала хозяина дома.
«Один аристократ как-то пригласил композитора Брамса на обед. Собравшиеся представители изысканного общества всячески демонстрировали уважение к маэстро. Хозяин дома, усадив гостей за пышно накрытый стол, произнес вступительную речь:
– Господа, так как сегодня мой дом почтил своим присутствием сам Иоганнес Брамс – наш прославленный композитор, я велел принести из моих винных погребов наилучшее вино – это, так сказать, Брамс среди моих вин!
– Ну, дорогой наш маэстро, как вам мой «Брамс»? – некоторое время спустя поинтересовался у Брамса хозяин дома, имея в виду качество напитка.
– В общем, неплохо, – ответил Брамс, – но все-таки позволю себе спросить: а нет ли в ваших подвалах Бетховена?»
Удачный ответ Брамса был обусловлен тем, что композитор мысленно заставил хозяина еще раз произвести действие, о котором тот говорил («Я велел принести из моих винных погребов наилучшее вино»). Брамс представил, как хозяин снова спускается в погреб, но теперь уже в поисках «Моцартов» и «Бетховенов».
Следует запомнить этот прием, ведь нет никакой гарантии, что завтра и вас не соединят «случайно» в едином контексте с Фантомасом или с мусорным ведром.
В то же время в тех ситуациях, в которых оказались Гейне и Брамс, можно было использовать и другие приемы, например «Поставьте над агрессором начальника». Услышав двусмысленное сообщение собеседника, Гейне мог спросить в ответ: «Что вас заставило сообщить это мне?»
Он мог также придраться к действиям провокатора и спросить: «Откуда у вас такой интерес к ослам? Им посвящена ваша диссертация?»
Используя прием «Предложите противнику повторить его действие и получить иной результат», Гейне мог бы ответить и немного иначе, например: «А хорошо ли вы искали осла, мой друг?» – намекая на то, что осел – это сам оскорбитель.
Д. Задайте вопрос: «Что вас заставляет?..»
На заочном отделении одного из вузов работал преподаватель английского языка, который то и дело задавал студентам вопросы, желая опозорить их.
– Иванов, кем вы работаете? – спрашивал он по-английски.
– Милиционером, – отвечал заочник, не подозревая подвоха.
– Что гласит статья семидесятая Уголовного кодекса?
– Не знаю.
– Она гласит то-то и то-то... – Преподаватель назидательно оттарабанивал выученный наизусть текст.
– Как же вы работаете в милиции, не зная Уголовного кодекса?
– Можно и не знать наизусть Уголовного кодекса, но тем не менее быть хорошим работником милиции.
– Что-то не очень хорошо вы разбираетесь в своей профессии, – констатировал преподаватель.
– Ну а вы-то сами знаете, что, например, написано в двадцать пятой статье Уголовного кодекса? – защищался заочник.
– А я и не обязан этого знать. Это вы работаете в милиции, а не я. Я преподаю английский, и свое дело я знаю в совершенстве!
«Судный день» для преподавателя настал тогда, когда на заочное отделение этого вуза поступила моя знакомая, которой была хорошо известна наша система словесной самообороны.
– Разрешите задать вам такой вопрос, – сказала студентка. – Что заставляет вас каждый год, в каждой новой группе экзаменовать подобным образом незнакомых вам людей? Ведь что-то требует от вас совершать подобные поступки, не так ли?
Студентка поступила правильно, повторив мысль о том, что преподавателя заставляет вести себя ненормально нечто, не зависящее от его воли, дважды – чтобы акцентировать на ней внимание.
– Почему бы мне на уроке английского не пообщаться с вами на всяческие темы? – пытался оправдываться преподаватель.
– А вы никогда не задумывались над тем, почему вам хочется пообщаться именно таким образом?
Педагогические ситуации. Комментируйте несловесные провокации.