Воспитание сознательной дисциплины на уроке
- Понятие сознательной дисциплины.
- Факторы, влияющие негативно на нарушение, т.е. то, чего делать нельзя.
- Что нужно делать.
Сознательная дисциплина – выполнение наших требований, определенный порядок, который выполняется детьми. Если мы говорим о сознательности, то там должно быть три аспекта:
*Дисциплинированность – поведение определенным образом. Бывают, что дети дисциплинированы у одних преподавателей, а у других – нет.
Ситуация.
Пришел инспектор. Был на уроке учительницы, которую ставили в пример. Заходит, учительница взглянула на учеников, они заткнулись, взгляд был суров. Учительница опрашивала учеников. Ученики отвечали с дрожью в руках. Ставила двойки, вызывала родителей. Излагала материал невыразительно. Учащиеся сидели молча, но не слушали. Ученики проявили интерес, когда она давала д.з.
В данном примере дисциплина не сознательная, а основана на чувстве страха (указка дрожала), на боязни наказания, не считают предъявляемые требования справедливыми.
Сознательная дисциплина –это выполнение правил, которое основано на:
1) знакомстве с правилами поведения (иногда сделал, а не знал, что нельзя);
2) убежденности в справедливости этих правил (ученики должны понимать эти правила);
3) выполнение этих правил становится привычным.
Сознательная дисциплина – правила выполняются, даже если нет учителя в классе.
Примеры разъяснения правил.
- Когда учитель входит в класс, нужно вставать, чтобы приветствовать учителя, показывать уважение. Если здороваться с каждым, это займет много времени. А так вы встаете – вы здороваетесь с учителем все. Или: в присутствии старшего младшие не должны сидеть.
- Руку нужно не тянуть, а поднять, т.к. когда тянут руку, то это показывает неуважение к окружающим (спросите меня и только меня). Высшее мастерство – видеть каждого.
- Снимать портфели и рюкзак – чтобы не скинуть вазу, цветы и т.д.
Назначение дисциплины
Цель дисциплины – реализация и достижение задач обучения, направлена на эффективную работу.
У Марии Монтесори два запрета: нельзя не работать, нельзя мешать другим. У нас в школе – очень много требований к ученикам, которые не выполняются.
Причины нарушения дисциплины
1. Из-за ученика – см. подготовку к семинару.
Причина недисциплинированности со стороны учителя.
1. Плохая организация на уроке. Некоторые не заняты делом. + Неинтересно, скучно. (Галина Ивановна Щукина – как развить интерес).
Когда дети не заняты делом?
Критические точки урока (когда происходит нарушение дисциплин):
1)Начало урока (называется – коммуникативная атака; цель - завоевание инициативы в общении, если мы завоюем эту инициативу, то мы будем управлять учениками). /Лещинский «Учимся управлять собой и детьми» - книга по методам коммуникативной атаки/
Основные правила начала урока:
a.привлечение внимания
b.не затягивать орг. моменты (чтобы не рассеивалось внимание)
c.формирование чувства «мы» (сегодня мы будем изучать интересную тему)
d.поменьше запрещающих требований, побольше позитивных требований (на слова с частицей не дети не реагируют). Можно по-другому – открыли тетрадки, записали число и т.д.
e.Лучше задействовать всех детей учебной работой (особенно нарушителей дисциплин); чем больше загружен, тем меньше времени на нарушение дисциплины.
f.мат. диктант, записанный на магнитофон (магнитофон не будет повторять).
2)Устная проверка заданий (в том числе и домашнего задания).
3)Момент оценки и выдачи работ (если не правильно организовать выдачу работ).
4)Разъяснение организационных моментов.
5)Переход от одного вида деятельности к другому (одни решили задачи, другие еще не решили; те, кто ждут, начинают переговариваться, поэтому нужно таким ученикам нужно давать новые задания; если новое задание дать нельзя, то проверить и оценить)
6)Момент демонстрации опыта (прибора). Может быть, не очень хорошо видно или не очень хорошо слышно – поэтому нарушают дисциплину.
7)Групповая форма работы на уроке. (Пиридов, Лейдис). Надо договориться об определенных правилах. Это очень эффективный вид работы.
Вводить групповую работу нужно постепенно (например, в конце года делим класс на сильных учеников и на слабых). Сначала для сильных, затем для средних и т.д.
8) Взаимопроверка
+
9) Один отвечает – остальные должны слушать. Т.е. слушание надо организовать.
Организация должна быть такая, чтобы:
1)дети не скучали
2)все критические точки урока были схвачены
3)не налаживать проекторы на уроке
4)нельзя делать объявление в начале урока, т.к. дети начинают обсуждать
5)читать чужие записки нельзя (нарушение общечеловеческой этики). Если положить записку на парту, то они продолжат кидаться.
Так, жаловались на класс – дети кидались записками. Пришел директор. Полетела записка. Ее подняла девочка. Директор спросил: «Что ты делаешь, Света?» Девочка покраснела. Директор сказал, что он чужих записок не читает. Потом директор приказал закрыть тетради и начать писать записки, чтобы они наконец написались и поведали всем свои тайны. Поднимается Света и говорит, что в ее записке нет тайн. Директор читает. В записке ошибка. Он приглашает девочку к доске. Итак, урок русского языка продолжается.
Таким образом, иногда восстановление делового равновесия может идти разными путями. Если ход интересен – это очень ценится учениками. (Кульневич, Лещинский про дисциплину). Правило: не позволяйте детям забивать себя. Ученики начинают заговаривать. Преподаватель: кого интересуют эти вопросы, поднимите руки. Приходите после 6 урока в класс № такой-то. Основной принцип – выслушать детей, понять их, но настоять на своем.
3. Личность учителя, его неумение налаживать взаимоотношения с детьми (неумение осуществлять полноценное педагогическое общение с детьми).
Какие качества учителя провоцируют нарушение дисциплины.
1)Авторитаризм – диктатор. Несправедливость требований желание отомстить.
2)Либеральное попустительство. Дети садятся на шею, когда мы проявляем неуверенность, неумение организовать деятельность детей.
Опытные учителя: сначала зажать, а потом потихонечку отпускать.
Что лучше – авторитаризм или либеральное попустительство. А если не выбирать из двух зол?
Доброжелательность в сочетании с уверенностью – очень важно. Строже – не значит недоброжелательно.
Дать понять, что ты – учитель. Но как? Настоящий учитель – это тот учитель, который умеет настоять на своих требованиях, причем в доброжелательном и позитивном плане. Проблема молодого учителя – предъявлять много требований, которых не можешь добиться. Поэтому, нужно предъявлять немного требований и добиваться выполнения.
Нельзя предъявлять требования, которые невыполнимы, которых можешь добиться. Создавай себе успех – чтобы дети видели, что требований преподавателя не выполнить невозможно. Например, если нельзя взять дневник, то и не пытайся – лучше оставить ученика после уроков.
Дружба ученика и учителя не должна переходить в панибратство. Нельзя называть себя по имени перед студентами!!! Например, Иван – нельзя. Иван Михайлович. Нельзя говорить, что практикант. Например, это молодой учитель, наш гость. Он посмотрит, что вы умеете.
Нельзя быть ни над учениками, ни под учениками. Нужно соблюдать позицию наравне с учениками. Нельзя заискивать: ребят, не шумите, а то прибежит завуч.
Внешний вид учителей. Одежда должна: соответствовать месту (без макияжа, поменьше прозрачных одежд, без одеколонов, которые душат), быть опрятной, ощущение своей одежды. /*Синие глаза (тени), красные губы, ремень крепит*/.
4. Как обращаться к детям?
В старших классах принято называть детей по имени и на Вы. Старшеклассников недопустимо называть на Ты. Но хорошо обращаться к 2-клашкам на Вы – они привыкают; им хочется быть взрослыми. Недопустимо называть одних учеников по имени, других по фамилии.
5. Что еще провоцирует нарушение дисциплины?
Мелкие придирки преподавателей. Некоторые преподаватели ждут, когда дети нарушат дисциплину, чтобы сделать замечание. Это раздражает.
Не допускать хождение учеников по классу. Это очень плохо. Лучше ходить по классу и смотреть на учеников (кто ошибся, кто работает, кто не работает, если большое количество ошибок – просмотри еще раз).
5. Преподаватель, который грозит директором, т.к. не может навести дисциплину.
Наведение дисциплины в классе пытались сделать с помощью авторитета других педагогов и администрации. Авторитет педагога рушится: если не можешь сам навести дисциплину в классе, то его авторитет ниже.
6. При организации дисциплины, что более эффективно – наказание или похвала?
И то и другое, но похвала весомее. В любом воспитательном процессе больший вес имеет похвала и поощрение. Если мы используем лишь наказание, то мы ничего не добьемся. Например, на конец – сладенькое (фокус или задачка, ну да, как клоун, еще клоунский нос нацепить не хватает): тогда ученики будут сами шикать друг на друга.
Итоги:
Что должно быть, чтобы была сознательная дисциплина.
1. Оптимальный темп урока: не быстро и не медленно.
2. Загружать всех детей, особенно детей с нарушением дисциплины (козлов и идиотов). Скука провоцирует нарушение дисциплины.
3. Уроки должны быть интересны. Однообразие, неинтересность провоцируют нарушение дисциплины.
4. Быть тактичным и последовательным в применении требований (требований должно быть немного, но надо доводить их до логического конца).
5. Удерживаться от ненужных замечаний (соблюдать чувство меры).
6. Обходиться без помощи других
(Не писать родителям: ваш ребенок безобразно вел себя на уроке.
Родитель написал: «К сожалению, работаю, не могу приходить на урок и наводить порядок». Должен быть смысл: предложить родителям что-то сделать, а не высказать фи по отношению к ребенку).
7. Налаживать оптимальный психологический режим на уроке, быть дружелюбным, не проявлять агрессии и негатива. Пытаться организовать общение на уроке.
Если будет недисциплинированность – провести самоанализ и посмотреть, как добиваются дисциплины опытные педагоги (Гинне – книга по восстановлению делового равновесия). Анатолий Гинне.