Основной понятийный аппарат методики обучения
Методика обучения делится на общую и частную.
В основе обучения – образование.
Образование – это и результат, и процесс овладения системой знаний и способами деятельности.
ЗУН запрещено. В федеральном законе об образовании в РФ специально первая глава выделена для того, чтобы закрепить понятийный аппарат. ЗУН не говорят: говорят знания и способы деятельности. Так, ученик не говорят – нужно обучающийся. Учитель – обучающий.
Учение – учебная деятельность школьников. Преподавание – деятельность обучающего (преподавателя). Обучение – это взаимосвязанная деятельность учителя (обучающего) и ученика (обучающегося).
Методика обучения – это область педагогической науки, которая, с одной стороны, научно обосновывает цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, а с другой стороны, научно обосновывает структуру и все компоненты профессиональной деятельности учителя. Это не есть лишь совокупность методов обучения.
/*У любой науки есть теоретическая часть и прикладная часть. У методики есть теор. часть (научное обоснование – почему должны быть такие цели обучения, как выстраиваем научные подходы отбора содержания, сочетание методов обучения, организационные формы, средств) и практ. часть (прикладная часть, т.е. то, как это делает учитель – потому что это подвержено определенным закономерностям).
В определении – слово «система», т.е. каждый элемент находится во взаимосвязи с другими.
Итак, методическая система обучения (МСО) – это совокупность пяти взаимосвязанных компонентов:
Цель
Содержание
Методы
Организацинные формы
Средства обучения
По Пышкало Анатолию Михайловичу (пятиконечная звезда):
Так было раньше – без учета индивидуальных особенностей детей.
Сегодня изменились цели общего образования в целом. Направленность – развитие каждого школьника (математика, химика, художника). Т.о., главная цель обучения – это максимальное развитие каждого.
Цель связана с содержанием. Если меняется цель, то меняется и содержание. Цель обучения информатики в основной школе (5-9 кл.) – сформировать понимание роли информационных процессов в современном мире. Если бы цель была - подготовка программистов, то другое и другое содержание было бы.
Цели определяют содержание. Цели математики – развитие логического мышления. Развивать логическое содержание можно на разном содержании. Можно учить играть в шахматы, а можно изучать интегралы. В зависимости от содержания будут разные методы. Если теоретическое содержание – объяснительно-иллюстративный метод; если с интернетом – проблемный метод. Методы обучения определяют организационные формы – работы фронтальная, групповая, индивидуальная и т.д. Если человек, скажем, работает индивидуально, подбираются конкретные задачи – т.е. средства обучения. Но средства обучения (задачники, средства обучения и т.д.) очень сильно развиваются. Начинаем думать, а правильно ли поставлены цели.
По Кузнецову Александру Андреевичу:
Кузнецов Александр Андреевич «Основы общей теории методики обучения информатике». 2010 г. Бином.
Методика начала развиваться в середине прошлого века. Вадим Семенович Леднев обосновал, что без информатики система общего образования не полная.
Образование бывает по ступеням:
Общее
Дошкольное общее
Начальное общее (1-4 классы)
Основное общее (5-9 классы)
Среднее общее (10-11 классы)
Профессиональное
Среднее профессиональное
Высшее профессиональное
Бакалавриат
Магистратура
Послевузовская: Аспирантура
…
Дополнительное
Кружки
Повышение квалификации
Школы спортивные
и пр.
Общее образование инвариантно по отношению ко всем видам проф. деятельности. Оно общее – не важно, кем человек будет. В общее образование оказалось нужна этика семейной жизни, религия и пр. Возможно, религия была лишней…
Методика обучения – отрасль педагогической науки, которая, с одной стороны, научно обосновывает методическую систему обучения; с другой стороны – научно рассматривает структуру и все компоненты профессиональной деятельности учителя.
Компоненты проф. деятельности учителя (что приходится делать учителю):
-Гностический компонент (знание предмета, педагогики, психологии) – наполняю себя, изучаю.
-Проектировочный (формулируем цели обучения, подбираем содержание) – начинаю придумывать.
-Конструктивный компонент (отразить все в виде планов тематических, поурочное планирование).
-Организационный компонент (проведение занятия).
-Коммуникативный (пообщаться с директором, учениками, их родителями, методистами, учиться разговаривать с детьми).
-Экспертный компонент (имеем право пользоваться только учебниками из федерального перечня: там учебников математики больше 100, учебников информатики больше 40; нужно выбрать один, т.е. делаем экспертизу (почему этот учебник выбрал нужно объяснить)). Также проводим экспертизу ЭОР.
Документы, регламентирующие обучение в общеобразовательной школе