Причины неуспеваемости
Классификация Ю.К. Бабанского.
I -условия внутреннего плана;
а) - особенности организма школьника;
б) - особенности личности школьника;
К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков.
Это внутренний круг.
II -условия внешнего плана
а) бытовые условия;
б) гигиенические условия в школе;
в) особенности воспитания в семье;
г) особенности обучения и воспитания в школе;
Это второй круг.
III -условия внешнего плана
а) - причины недостатков бытовых условий;
б) - причины недостатков гигиенических условий в школе;
в) - условия порождающие недостатки воспитания в семье. Например. разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
г) - условия порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса.
Это третий круг, указывающий на те обстоятельства, следствием которых являются причины второго круга.
Следующий круг должен раскрывать причины этих причин.
Схема П. П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:
I. Общепедагогические причины.
II. Психофизиологические причины.
III. Социально-экономические и социальные причины.
Общепедагогические причины порождаются недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Соответственно эти причины делятся на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). Сюда можно отнести низкий уровень мотивации обучения, разноуровневый состав учащихся в классе.
Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей.
Причины третьей группы непосредственно не зависят от учителей и учащихся. К ним он относит слабую материально-техническую базу школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку хороших учителей.
Классификация А. М. Гельмонта. Выделил причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория); частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория); эпизодической неуспеваемости (III категория).
В качестве причин I категории (глубокое и общее отставание) отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.
Для II категории (частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость) указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для III категории (эпизодическая неуспеваемость) выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.