Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Конфликт в педагогическом процессе

Конфликт в педагогическом процессе

 

Конфликт – это столкновение противоречий. Это противоречие может быть скрытым или ярким и эмоциональным.

 

Стадия конфликта.

1) Латентная. Фрустрирующая ситуация – ситуация нарастающего напряжения, дискомфорт.

Что провоцирует конфликтную ситуацию:

  • ущемление достоинства другого человека;
  • нежелание учитывать другую точку зрения;
  • длительное бесконфликтное состояние;
  • недостаток впечатлений – два человека надоедают друг другу;
  • психологическая несовместимость.

 

2) Острая, совершившаяся. Стороны осознают конфликт.

3) Затухающая. Разрешение конфликта.

 

Ситуация. Конфликт/стычка

Наступил на ногу человеку. Он начинает кричать и обзываться. Я ему отвечаю. Это конфликт? Конфликт – это противоречие. А здесь просто эмоциональный выброс, т.к. нет противоречия. Это стычка. Нельзя доводить стычки (где нет столкновения интересов) до уровня конфликтов. Можно укоризненно посмотреть.

 

Конфликт – это хорошо. Конфликт – это плохо. За и против.

Конфликт – это хорошо

Конфликт – это плохо

1. Конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой.

 

2. В процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и его разрешение, находятся средства предотвращения будущих конфликтов. Конфликт учит компромиссу, выслушивать стороны. Это школа, которая очень ценна.

 

3. Конфликт — это отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия.

 

4. В конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» неврозы.

 

5. Конфликт — способ самоутверждения личности; у подростка конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе.

 

6. Внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей.

 

7. Межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы. Важно знать основания. Плохо – когда идет травля учителя.

 

1. Большие эмоциональные затраты во время конфликта.

 

2. Конфликт часто заканчивается ссорой; из-за конфликта портятся отношения в коллективе; при этом отношения восстанавливаются сложно, уменьшается сотрудничество между членами коллектива.

 

3. Репутация скандалиста не всегда хороша.

 

4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия мешает работе.

 

 

Вывод: конфликт хорошо, когда он разрешен правильно.

 

Ребенок должен знать 3 стратегии поведения:

1) добиться своего;

2) никогда не может добиться своего;

3) найти компромисс.

 

Способы разрешения конфликта

1. Оттягивание решения конфликта. Позволяет перевести решение с эмоционального уровня на рациональный. Подождите, мне надо сделать телефонный звонок. Долго и нудно разговаривает. Ребята успокаиваются.

 

2. Сглаживание.

 

3. Компромисс. Есть специальная техника конструктивного разрешения конфликта на основе компромисса.

Нужно найти решение, которое бы устраивало одну и другую сторону.

 

А. Выслушивание каждой из сторон с использованием техники активного слушания, т.е. каждая сторона должна сообщить о своих интересах, а вторая сторона должна выслушать, не перебивая. Причем нужно использовать технику «Я сообщений»: мне неприятно, меня раздражает, мне обидно. Прояснение ситуации.

 

Иногда можно использовать технику написания писем, когда не слышат из-за эмоций. Когда пишешь, эмоции контролируешь.

 

Можно перевести в юмор, сдержаться, если не часто ситуация повторяется.

 

 

Б. Сбор предложений каждой из сторон (каждая сторона выдвигает свои предположения (как можно разрешить эту ситуацию)). Но нельзя говорить: «О, это не правильно», «С этим я не соглашусь», «Это ерунда». Все выслушать, далее проанализировать предложения и выбрать наиболее удачное.

 

В. Договориться о том, как это соглашение будет выполняться (мы можем договориться – поговорили и все, а потом договоренности стороны не выполняют). Что будет, если одна из сторон не будет выполнять соглашение.

 

Пример.

Представим себе, что приехали на дачу. Там один телевизор. Ребенок хочет посмотреть футбол, а родители хотят посмотреть сериал.

 

1-я стадия. Родители рассказывают, как они ждали этой серии, что они устали и хотят отдохнуть. Ребенок же скажет, что матч очень важный; если я не посмотрю, то как я выйду к ребятам – они будут обсуждать, а я буду стоять.

 

2-я стадия. Сбор предложений.

Переключать рекламу.

Ребенок может посмотреть к другу или соседке смотреть этот матч.

Предложить ребенку другое занятие.

 

4. Эмоциональный способ: сделать так, чтобы эмоции утихли. Позволить человеку долго жаловаться на собеседника. Когда выскажется, станет легче: «А, Петька не такой уж и плохой, ладно, я ему прощу».

 

5. «Авторитетный третий». Говорит положительные стороны одной стороны другой стороне и наоборот. Учитель: «Он сказал, что ты классно рисуешь». Третий помогает сблизиться сторонам.

 

6. Принудительное слушание оппонента. Обычно не слушаем другую сторону. Надо заставить человека принудительно выслушать другую сторону. У психологов есть прием – повторить последнюю фразу оппонента: «Я понял, что…. а потом возражаешь». Можно сказать: давайте спорить по правилам.

 

7. Обмен позициями.

 

8. Принудительный самоанализ.

Две девочки нагрубили преподавателю. Преподаватель вызвал директора. Он сказал им, чтобы они писали, почему нагрубили. Они думали, думали, потом вспомнили: зависть, преподаватель похвалила другую ученицу, но с другой ученицей они конфликтовали. После того как все поняли, попросили прощения.

 

9. Маленьких детей сажают перед зеркалом. Но это очень жестко.

 

10. Прощение. Хорошо срабатывает, когда человек не ожидал, что его простят.

 

11. Незаслуженный куш. Наградить вместо наказания.

 

12. Юмор. Самоуверенный юноша без способностей хотел проскочить ответ у доски, но не успел, и ему поставили два. Юноша сказал: ”Зарубите себе на носу, я больше не буду математикой заниматься!”. Преподаватель: «Зачем я из-за тебя свой нос буду калечить?”.

Все смеются.

 

13. Прием бумеранга

Когда возвращается тому, кто сделал конфликт. Пример: ученики повесили учителю географии карту вверх ногами, чтобы сорвать урок. Или доску мылом намазали. Традиционно учитель будет поступать так, как хотят ученики. Задача: поступать не так, как навязывают, а по-своему. Можно не заметить карту. Вызвать хулигана и заставить его все показывать на перевернутой карте.

 

Данный эффект полезен, если нет конфликтов (латентных) и личностных между классом и преподавателем.

Если есть негативная установка на преподавател, то прием бумеранга обострит этот конфликт.

 

14. Заключение договора между сторонами.

Попробуем заключить договор с учеником, который ничего не делает. Давай ты придешь, ответишь вот это, а я тебе хорошую оценку поставлю.

 

15. Необидное физическое устранение.

Представляем, что есть маленький ребенок (5-6 лет). Есть другие дети. Два ребенка не поделили машинку. Одного ребенка уведут - ты мне нужен на кухне.

 

Или: есть ученики, которым ничего не интересно (учитель рассказывает, а ученик разговаривает). Потом преподаватель останавливается и говорит: «Петь, тут оценки нужно переписать, пойди в учительскую”. Т.о., ученик был безобидно устранен.

 

16. «Демьянова Уха», или гипертрофия.

Доводим ситуацию до абсурда.

Кто-то пытается себя проявить. Можно довести до того, чтобы самоутверждение стало бессмысленным. Так, ребенок приходил на урок в варежках и отказывался их снимать. Что сделал директор. Вывесил объявление: Иванову запрещается ходить без варежек. Ребенок стал объектом внимания. Вся школа бегала на него смотреть. Сначала Иванову внимание было приятно, потом надоело, и он пришел к директору и попросил, чтобы тот снял напряжение.

 

Активно используется с юмором.

 

 

Что значит хороший конфликт, есть ли какой-то критерий, который указывает, что конфликт разрешен не правильно.

 

Критерии правильно разрешенного конфликта.

1. Обе стороны удовлетворены разрешением конфликта.

2. Одна из сторон уступила.

 

Представим ситуацию: ученик ничего не делает. Заключается договор. Преподаватель: я согласен потратить на тебя личное время. Но ученик все-таки выполняет программные требования, выбирается из двоек, и появляется заинтересованность предмету.

 

Конфликт разрешен верно, хотя учитель пострадал.

 

Вывод: При выходе из конфликта ребенок стал лучше; конфликт должен способствовать личностному развитию ребенка. Если конфликт помог ребенку стать лучше, то это правильно разрешенный конфликт.

 

Этическая защита

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.