Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Философия Нового времени. Декарт

Философия Нового времени

 

  1. Понятие Нового времени и его основные черты.
  2. Рационализм и эмпиризм гносеологии Нового времени.
  3. Рационализм Рене Декарта (1596 – 1650)

1.Эпоха. Жизнь. Сочинения.

2.Проблема рационалистического метода, интеллектуальная интуиция, врожденные идеи.

3.Методологическое сомнение и принцип “” («Я мыслю, следовательно, существую» - лат.)

4.Проблема бога, деизм Декарта.

5.Дуализм Декарта. Учение о протяженной и мыслящей субстанции.

6.Учение о страстях и этика Декарта.

 

Первоисточник:

Декарт: «Рассуждение о методе» (Декарт) – 4 правила метода и 3 правила морали.

 

Фрэнсис Бэкон – для самостоятельной подготовки.

«Афоризмы об истолковании природы и царстве человека».

 

 

1. Понятие Нового времени и его основные черты

(17 – 19 вв. включительно)

 

Это время буржуазных революций и начало бурного научно-технического развития. Первые буржуазные революции произошли в 17 веке в Англии и Нидерландах (Голландия). К важнейшим чертам философии Нового времени относятся:

 

  1. Безграничная вера в могущество человеческого разума, способного не только познать природу, но и преобразовать общественную жизнь. Девизом эпохи стали слова Ф. Бэкона (Англия): «Знание – сила».
  2. Это время характеризуется историческим оптимизмом и господством идеалистических моделей развития истории.
  3. Определяющую роль играют проблемы гносеологии (теория познания). Гносеологизм – доминанта философского развития Нового времени. Конечно, прочие проблемы тоже присутствовали, но гносеология преобладала.
  4. Огромную роль играют проблемы метода и методологии научного познания.
  5. Особое внимание уделяется технике и техническим изобретениям.
  6. Целью познания является изучение законов природы с целью использования их в интересах человека.
  7. Возникает научное сообщество как коллективная форма научной организации труда.
  8. Происходит секуляризация научного знания, т.е. происходит отделение науки от религии, разума от веры.

 

 

 

  1. Рационализм и эмпиризм гносеологии Нового времени.

 

М. выделить 2 направления: рационализм (от лат. «рацио» – разум) и эмпиризм (от лат. «эмпирио» - опыт).

 

Рационализм – это направление в гносеологии, утверждающее, что разум является основным (но не единственным!) источником достоверного знания о мире. Формула рационализма: «Порядок и связь идей в нашем разуме тождественны причинно-следственному порядку природу». Это ключевая формула, на котором основано все научное познание Нового времени.

 

Представители рационалистической философии: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц, Мальбранш, Кант, Фихте, ранний Шеллинг (поздний – романтик, иррационалист, рассуждал о боге), Гегель.

 

Философы-рационалисты занимались преимущественно проблемами онтологии, т.е. проблемами бытия. Рационалисты опираются на математическую модель познания. Математика с ее доказательствами, безупречной логикой служит образцом безупречного познания.

 

Философы-рационалисты могут быть как материалистами, так и идеалистами. Декарт, Лейбниц, Мальбранш, Фихте, Кант, Шеллинг, Гегель – рационалисты-идеалисты; Спиноза – рационалист-материалист.

 

Эмпиризм - это направление в гносеологии, утверждающее, что чувственный опыт является основным источником достоверного знания о мире. Формула эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах».

 

Представители: Англия: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм; Германия - Людвиг Фейербах; Франция – Дидро, Гельвеций, Гольбах; Россия – Чернышевский, Герцен «Письма об изучении природы» (но они не чистые эмпирики, т.к. признавали роль разума в познавательном процессе».

 

Эмпирики опираются на естественно-научную модель познания. Они могут быть материалистами и идеалистами. Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Людвиг Фейербах, Дидро, Гольбах, Гельвеций  – материалисты; Дэвид Юм, Джордж Беркли – идеалисты.

 

Эмпирики сосредоточены на проблемах гносеологии. Разновидностью эмпиризма является сенсуализм (сенсус – чувства). Сенсуализм утверждает, что чувства человека – основной источник достоверного знания. Л. Фейербах – философ-сенсуалист.

 

 

 

  1. Рационализм Рене Декарта (1596 – 1650)

 

Эпоха, жизнь, сочинения.

 

Декарт – родоначальник науки и философии Нового времени. Он не только великий философ, но и великий ученый. Ему принадлежат ряд открытий: создал аналитическую геометрию, теорию преломления света, заложил основы теории вероятности, создал вихревую модель вселенной, открыл условный и безусловный рефлекс и т.д.

 

Декарт родился в знатной дворянской семье на юге Франции в небольшом городке Лаэ. Мать вскоре после родов умерла, и своей жизнью он был обязан кормилице. В 8 лет он был помещен в привилегированное дворянское учебное заведение – коллегию Ла Флеш. Это учебное заведение учредил король Генрих IV для 100 детей наиболее знатных дворянских фамилий. Он провел в этом заведении 8 лет; изучал богословие, языки, математику. Языки давались ему легко; любимый предмет – математика. По окончании коллегии он вышел в полном смятении, т.к. не знал, чем будет заниматься, какого его будущее.

 

В городе Пуатье он занялся правом и юриспруденцией, вел рассеянный образ жизни - занимался верховой ездой, музыкой, фехтованием, написал трактаты о фехтовальном искусстве, музыке. Встреча с монахом Мерсенном (закончил ту же коллегию) оказалась для него судьбоносной. Мерсенн сориентировал его на занятия наукой. Но Декарт предпочел не сидеть в библиотеках, перелистывая фолианты книг, выискивая крупицы знаний, он предпочел читать открытую книгу жизни.

 

Декарт принимает смелое решение – поступает в армию Нидерландов. В это время в Европе начинается 30-летняя война. Будучи состоятельным человеком, – он не нуждался в окладе и званиях. Пребывание в армии позволяет ему беспрепятственно путешествовать по Европе, знакомиться с культурой, наукой, заводить знакомства с учеными, представителями культуры. Пребывание в армии было великой школой. Он участвовал в военных сражениях, проявил мужество и храбрость, отказался от повышения.

 

В 1619 году во время пребывания в армии в Германии, в Моравии, он открывает фундаментальные принципы своей философии. Это было озарение. Он понимает, что мышление должно быть методичным, что оно должно в определенной степени повторять доказательство теоремы геометров (те, кто занимаются геометрией): последовательность, постепенность, очевидность, от простого к сложному – путь, который позволит прийти к глубоким и очень важным открытиям в природе, открыть ее фундаментальные законы.

 

Затем Декарт уходит в отставку и поселяется в Голландии, в Амстердаме. В это время Голландия была наиболее свободна. Для Декарта был важен досуг. Его любознательность была столь велика, что он нуждался во внешних комфортных условиях – он не хотел отвлекаться на дискуссии с недоброжелателями, религиозными представителями, которые упрекали его в неверии; он берег время для интеллектуальной работы. Он считал высочайшим нравственным благом иметь досуг для научного изучения природы, интеллектуального познания мира.

 

Постепенно формируются принципы его философии. Декарт приобретает известность, но он тщательно оберегает свое одиночество – 39 раз меняет свое место жительство, чтобы никто его не потревожил.

 

Он не женился, но у него была внебрачная женщина. У него родилась дочь, которую он очень любил, но в 5 лет она умерла. Это был удар.

 

Сочинения Декарта: «Правило для руководство ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии» - главный труд, трактаты «О страстях», «О любви».

 

В 1633 г. Декарт подготовил книгу «Мир». В этой книге он изложил космогонические воззрения на основе идей Коперника. Но в это время из Италии пришло известие об осуждении Галилея за аналогичные идеи. Декарт испугался, отдал свою рукопись на хранение, которую потом утеряли. Компромиссный характер Декарта отмечали многие исследователи: это не было трусостью, но желанием обеспечить себе комфортные условия для научных занятий.

 

Жизнь Декарта отмечена дружбой с принцессой Елизаветой (знала 6 языков, интересовалась философией), шведской королевой Кристиной – пригласила в Стокгольм, чтобы услышать из его уст принципы его философии. Приехал в Стокгольм, но взбалмошная молодая государыня забывает о нем – 6 недель его не вспоминают; потом она назначает встречи-уроки на утренние часы – на 5 утра. Декарт был слабого здоровья. Даже в коллегии ему разрешал директор коллегии – его родственник спать до обеда, т.к. он был слабого здоровья.

 

В 1650 г. Декарт простудился, получил воспаление легких и умер.

 

 

 

Учение о рационалистическом методе

 

Перед Декартом стоит образец математики, геометрии; он зачарован ее точностью, логической доказательностью. Он создает свой рационалистический метод познания, опираясь на геометрию (создать аксиомы, правила оперирования ими, на основании аксиом последовательно вывести нетривиальное и глубокое знание - методология Декарта). Основные правила метода Декарта:

 

  1. Включать в свои рассуждения лишь те идеи, которые мой разум усматривает ясно и отчетливо.

 

В нем дано определение интеллектуальной интуиции как высшей формы познания. Интеллектуальная интуиция – высшая форма познания по Декарту. Это ясное и отчетливое представление нашего ума, естественный свет человеческого разума. Ясность и отчетливость – критерий достоверности знаний.

 

  1. Делить каждое изучаемое явление на столько частей, сколько это необходимо для ясного их понимания.

 

  1. Соблюдать последовательность в познавательном процессе, двигаясь от простого к сложному.

 

  1. Составлять подробные перечни изучаемых явлений, чтобы ничего не упустить. Это правило энумерации.

 

В каждом правиле зашифрован один из методов научного познания. В первом правиле дано определение интеллектуальной интуиции и критерия научного познания; второе правило – это метод анализа (изучение явления путем разделения его на части); третье правило – это движение от простого к сложному, т.е. метод дедукции – движение от общего к частному; четвертое правило (энумерации) – нужно перечислить все изучаемые явления, т.е. это индукция, т.е. движение познания от частного к общему.

 

В этой же работе «Рассуждение о методе» Декарт сформулировал 3 правила морали.

 

  1. Соблюдать принципы религии, нравы, традиции страны, в которой я рожден. В своем поведении руководствоваться нормами наиболее здравомыслящих людей, обращая при этом внимание не на их слова, а на их поступки.
  2. Однажды приняв решение, следовать ему до конца, даже если со временем оно покажется сомнительным. Так поступает путник, заблудившийся в лесу, – он должен идти в одном направлении. Это гарантия того, что он выйдет из лесу.
  3. Следует побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои привычки, чем порядок мира. Противоречит 11-му тезису Маркса, посвященному философии Людвига Фейербаха: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а задача - его надо изменить».

 

 

 

 

*Из семинара:

Критерием истинности знаний для Декарта служит ясность и отчетливость. Он признавал существование врожденных идей – мат. идеи, идеи существования, нравственные принципы.

 

Примеры врожденных идей: целое больше части; у всякого явления есть причины, из ничего не возникает ничто.

 

 

Методологическое сомнение

и принцип “Cognito ergo sum” («Я мыслю, следовательно, существую» - лат.)

 

Декарт исходит из убеждения, что наше знание едино, целостно, взаимно связано друг с другом. Образом этого целостного знания является дерево. Гете: дерево – это трехмерный лист, а лист дерева – это одномерное плоскостное дерево. Корни – метафизика; ствол – физика (физика отвечает на важнейшие вопросы природы); крона – остальные науки (этика, психология, астрономия, математика и др.).

 

Оказывается, несовершенство всех теорий и философских конструкций состояло в том, что философы опирались на неверное основание. Что нужно, чтобы найти фундаментальное метафизическое основание, чтобы вывести весь корпус знания? Таков замысел Декарта.

 

Нужно подвергнуть сомнению все философские и научные доктрины. Даже бог должен быть подвергнут сомнению. Сомневаться можно во всем. Но нельзя сомневаться лишь в том, что ты сомневаешься. Декарт прибегает к сомнению в методологических целях, чтобы найти фундаментальное основание, которое не сможет поколебать даже самый радикальный скептик.

 

Но сомнение – разновидность мышления. Следовательно, если ты сомневаешься, значит, ты существуешь. Последовательность: сомнение – мышление – достоверность существования. «Я мыслю, я сомневаюсь, следовательно, я существую».

 

Этот принцип доказывает существование мыслящей души, самосознания человека, но он не доказывает ни существования тела, ни существования окружающего мира. Мыслит лишь только душа. Душа – самостоятельная реальность. Она существует вне зависимости от тела.

 

Декарт оказывается перед лицом солипсизма (реальность – только мыслящий человек, остальное существует лишь в его сознании). Надо отвести угрозу солипсизма. Нужно доказать, что помимо сознания, существует тело, природа, другие люди. Для этого необходима помощь бога.

 

Из семинара:

Вы сомневаетесь, значит, вы мыслите; если мыслите, значит, существуете. Реальностью мышления доказывается существование мыслящей души (самосознания). Но этот принцип не доказывает ни существования природы, ни человеческого тела, ни других людей.

 

Солипсизм – утверждение о том, что существует только познающий субъект и его восприятие; мир – комплекс восприятий познающего субъекта; как только человек перестает воспринимать мир, исчезает его ощущение и восприятие окружающего мира, и мир должен исчезнуть, т.к. за ощущениями не предполагается существование какой-либо реальности.

 

Беркли: существовать для мира – значит быть воспринимаемым мною.

Это субъективный идеализм.

 

Если мир не воспринимают большинство людей, то мир воспринимает Бог. Но это незаконный переход от субъективного идеализм к объективному идеализму, где субстанцией является не субъект, а объективный божественный субстракт.

 

 

Деизм Декарта (проблема бога)

 

Деизм утверждает формальную веру в бога, который является творцом мира, но при этом исключает божественное вмешательство в естественные законы природы. Задача бога – создать мир, сообщить законы. Формула деизма: законы, по которым бог творит мир, тождественны законам, по которым развивается природа.

 

Формула деизма: законы, по которым творит бог, тождественны законам, по которым развивается природа. Это формальное признание бога как творца мира. Бог создает мир и сообщает миру законы. В дальнейшем он не имеет права вмешиваться, изменять законы природы. Его функции – в непрерывном поддержании законов природы, которые он сам ей существовал.

 

Для чего необходим Бог Декарту.

  1. Для преодоления угрозы солипсизма. Опираясь на Бога, Декарт возвращает нам чувственный мир.
  2. Чтобы объяснить возникновение материи и ее движение.
  3. Чтобы объяснить возникновение жизни и разума, потому что средствами классической механики эти проблемы разрешить было невозможно.

 

Доказательство бытия Бога!

Декарт прибегает к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельма Кентерберийского, который выдвинул его еще в 11 веке. Суть доказательства: в Боге совпадают сущность и существование. Сущность Бога – быть совершенным существом; из совершенства Бога вытекает вывод об обязательном существовании Бога.

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.