Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Концепция развивающего обучения

Концепция развивающего обучения

Один из вариантов современной дидактической концепции – это концепция развивающего обучения.

Определение: Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека, их реализацию. Общей теоретической основой развивающего обучения является теория Выгодского о ведущей роли обучения в развитии. Он выделил два уровня развития детей (см. рис в тетради).

  1. Зона актуального развития (сформированные знания, умения, навыки; учебная деятельность в этой зоне носит характер тренировки – ребенок может справиться с заданиями самостоятельно);

 

  1. Зона ближайшего развития (ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, но может справиться с небольшой помощью учителя; но на следующий день ученик сможет сделать такие задания самостоятельно; таким образом зона актуального развития расширяется).

Выгодский говорит (30-г годы), что нужно вести обучение на зону ближайшего развития. Т.е. обучением мы подтягиваем развитие. Все перестроили по Выгодскому. Раньше в 30-е годы букварь изучали целых год; после (когда теории Выгодского вошли в практику) – только 1 четверть.

Вариантов развивающего обучения много (Талызина, Гальперин). Наиболее проработанная теория – теория развивающего обучения Занкова. Принципы (основные требования) развивающего обучения по Занкову:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности (т.е. когда мы попадаем в зону ближайшего развития – должна быть соблюдена мера трудности). Для каждого ребенка мера трудности своя, поэтому это сложно делать в условиях фронтального обучения.
  2. Принцип быстрого темпа изучения программного материала (этот принцип требует быстрого продвижения вперед, не стоять на месте, требует постоянного обогащения новыми знаниями). Не надо стоять на месте до тех пор, пока тема не будет освоена: нужно включать предыдущее в последующее. А что делать, если темп продвижения различный? – глубину прохождения материала можно сделать различной. См. книгу Окунева «Спасибо за урок, дети». Одного можно попросить нарисовать медиану на плоскости, другого – у тетраэдра, в пространстве.
  3. Принцип ведущей роли теоретических знаний (четко выделяется блок теоретических знаний, на который идет опора; характерно для преподавания математики; это дедуктивный принцип; не должно быть размытости; один из авторов - Шаталов).
  4. Принцип осознания школьниками процесса учения. Школьники должны осознавать цели и задачи своего обучения; нужно раскрыть перспективы дальнейшего обучения (например, это пригодится нам в дальнейшем для решения того-то). Это способствует формированию положительной мотивации учения.

Связь изучаемого материала с жизненным опытом школьника, практической деятельностью людей. Так, как связать с жизнью аксиомы стереометрии: например, какой стол будет устойчивей – на четырех или на трех ножках? Устойчивей - на трех ножках, т.к. три точки однозначно определяют плоскость, а для четырех ножек нужно потребовать, чтобы четвертая ножка принадлежала этой плоскости (немножко что-то отошло – и будет шататься стул). Или. Как при помощи двух веревок определить, устойчив будет стол или нет? Натягиваем на концы противоположных ножек две веревки. Если они пересекаются, то стол шататься не будет, а если они не пересекаются, то стол будет шататься). Короче, надо приводить примеры из жизни.

Функции процесса обучения

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.