Бенедикт Де Спиноза (1632 – 1677)
- Эпоха, жизнь, сочинения, теор. источники философии.
- Учение о боге, субстанции, природе, атрибутах и модусах.
- Теория познания.
- Проблема свободы и необходимости.
- Этика Спинозы.
Спиноза: «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье».
Выбрать только важнейшие определения: проблема бога, проблема субстанции, что такое атрибуты, что такое модусы, что такое конечный и бесконечный модус, этика Спинозы.
Вопрос 49. Формационный и цивилизационный подход к развитию общества.
(Понятия формации и цивилизации – см. в нете)
Вопрос 50. Упомянуть Чаадаева, Хомякова.
Философский словарь сделать!
1. Эпоха, жизнь, сочинения, теор. источники философии
Спиноза – великий голландский мыслитель. Он продолжает традицию рационалистической философии, начатую Декартом. Но, в отличие от Декарта, он возвращается от дуализма Декарта (учение о двух независимых друг от друга субстанциях – мыслящей (Бог) и протяженной (природа)) к монистической концепции мира. У Спинозы одна субстанция – божественная.
Спиноза родился в 1632 году в Голландии, в Амстердаме, в купеческой семье. Голландия 17 века – передовая буржуазная республика. Она только что отстояла свою независимость в борьбе с Испанией. Центром политической борьбы в Голландии было противостояние республиканской и монархической партий. Во главе республиканской партии стоял видный дипломат, математик, политик Ян де Витт. В течение 20 лет был главой правительства и другом и покровителем Спинозы.
Монарх Вильгельм Оранский был ребенком (глава монархической партии). Власть осуществлял председатель правительства республиканской партии.
Голландия была относительно свободной страной и религиозно терпимой. В Голландии, в Амстердаме существовала большая еврейская диаспора, к которой и принадлежал Спиноза. В Амстердаме было училище иудаизма, куда отец Спинозы и определил своего сына. Но отец не дал ему окончить курс и привлек к торговле. Душа Спинозы не лежала к торговле, хотя дела у него шли неплохо. Он хотел заниматься философией.
C этой целью Спиноза овладел латинским языком, который был языком ученого сословия; завязал знакомства среди неортодоксальных христианских сект – меннонитов и коллегиантов. Они придерживались пантеистических взглядов на мир. От них Спиноза почерпнул свое увлечение пантеизмом.
Руководители религиозной общины отметили талантливого молодого человека Спинозу; они видели в нем будущее религиозное светило, но Спиноза воспротивился – его убеждения были иными. Он перестал посещать синагогу. И ни угрозы, ни уговоры, ни попытка подкупа, ни покушение на жизнь не могли изменить его решения. В конце концов, его подвергли великому отлучению – его полностью изгоняли из еврейской общины и лишали всякой поддержки. «Да будет он проклят днем и ночью, когда ложится и встает от сна… запрещаем читать что-либо его, помогать ему, стоять с ним рядом ближе, чем на 4 локтя». Он отрекся от веры своих отцов, т.к. у него было иное представление о боге – пантеистическое.
Но, к счастью для Спинозы, он к этому времени сумел овладеть искусством шлифовки стекол и смог изготавливать очки, увеличительные приборы и зарабатывать на кусок хлеба своими руками. Это был притягательный, высоконравственный человек, у которого философия и личная жизнь не расходились. Нравственная цельность, его бессребреничество, верность убеждениям очень притягательны. Он предпочел вредное производство (стекольное производство вредно) и прожил 45 лет, умерев преждевременно от болезни легких.
Ему поступило ряд заманчивых предложений. Например, из Германии на должность профессора с большим окладом – он отказался, т.к. считал, что это стеснит его свободу; от имени фр. короля ему предложили пожизненную пенсию, если он посвятит одну из своих книг фр. королю – он ответил: «Я свои сочинения посвящаю только истине».
Теоретические источники философии Спинозы
Библия, талмуд (многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), Маймонид (средневековый мыслитель), Декарт, Джордано Бруно, Николай Кузанский, Томас Гоббс.
Сочинения Спинозы
- «Принципы философии Декарта»
- Краткий трактат о боге, человеке и его счастье.
- Богословско-политический трактат (1670 г) – был опубликован анонимно с указанием вымышленного города издания. Был воспринят как атеистическое произведение, вызвал бурю негодования религиозных и светских властей. Потребовалось заступничество его патрона Яна де Витта, чтобы избежать репрессий.
- Этика (главный труд). Особенность этой работы заключается в том, что она написана в форме матем. теорем – контраст между зыбкой тканью нравственного поведения человека и жесткой математической геометрической формой доказательств.
- Политический трактат – не завершен вследствие смерти.
2. Учение о боге, субстанции, природе, атрибутах, модусах
Речь идет об онтологии (раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности) Спинозы. Центральная формула онтологии С. выглядит так: Бог = субстанция = природа.
Он уравнивает Бога, субстанцию и природу. Это пантеистическая модель мира – Бор растворен в природы, Бог и природа тождественны, Бог – внутреннее содержание природы.
Некоторые марксистские исследователи подчеркивали атеизм Спинозы, его учение о Боге – это ширма атеизма. Но: Спиноза в трактате о боге, человеке и его счастье говорит, что «Бог – абсолютно необходимое существо; либо Бог существует, либо ничего не существует». Бог – это ключевое понятие онтологии Спинозы. Но Бог Спинозы не личность, ему «нельзя приписать ни одного самого прекрасного чел. качества подобно тому, как человеку нельзя приписать самых прекрасных качеств слона или осла». Бог – это божественная и вечная субстанция.
Бог Спинозы – это вечное бессмертное существо. Это имманентная (т.е. внутренняя), необходимая, первая, свободная (его никто не принуждает творить мир) причина мира. Бог обладает бесконечным количеством атрибутов. Атрибут – это существенное и необходимое свойство субстанции, или бога. Хотя у Бога бесконечное кол-во атрибутов, Спиноза считает возможным ограничиться лишь двумя – мыслящим и протяженным атрибутами. У Декарта мышление и протяжение были субстанциями. У Спинозы они становятся двумя атрибутами Бога.
Наряду с понятием Бога Спиноза рассматривает понятие субстанция. Субстанция – это реальность, которая существует благодаря своим собственным внутренним основаниям и не зависит ни от какой иной внешней причины. С. является причиной самой себя. С. бесконечна и сплошь заполняет собой пространство. Будучи бесконечной, она является единственной, т.к. второй субстанции просто некуда поместиться. С., как и Бог, обладает множеством атрибутов, но определяющими для ее природы являются протяжение и мышление.
*Атрибут – существенное и неотъемлемое свойство бога или субстанции.*
Модус – реальность, которую порождают атрибуты. Эта реальность, порожденная высшей реальностью. Мир через призму природы – совокупность чувственных вещей. Мир через призму божественной субстанции – это совокупность модусов, т.е. духовных прообразов чувственной вещей. Модусы бывают конечными и бесконечными. Человек – конечный модус. Спиноза выделяет два бесконечных модуса – движение и мышление.
Мышление – это не только качество, присущее разуму человеку, но и качество, присущее природе или миру в целом. Мыслит сама природа. Природа разумна. Она может мыслить. Тем самым С. закладывает основы познаваемости мира. Если природа разумна, она конгениальна (созвучна, соразмерна, в той же логике) чел. разуму; это и есть основа познаваемости природы.
3. Теория познания Спинозы
С. – философ-рационалист. Это означает, что он согласен с формулой: «порядок и связь идей в нашем разуме тождественны причинно-следственному порядку природы». С. различает три формы познания и, чтобы проиллюстрировать их, прибегает к уравнению: а:в=с:х.
1. Опытное познание.
Две вариации опытного познания:
Тип 1. Чтобы найти х, человек прибегает к опытному знанию, понаслышке.
Тип 2. Познание путем проб и ошибок. Это решение путем беспорядочного опыта.
Опытное познание недостоверно; дает неточное знание; это мнение; недостоверность опытного познания объясняется тем, что к образу воспринимаемого предмета мы примешиваем свои чувства, и образ оказывается смутным, неотчетливым.
2. Рассудочное познание.
Человек знает правила математики: х =в*с/а
3. Разумное познание (разумно-интуитивная форма познания)
Помимо расчетов, человек сразу находит искомый результат, т.к. опирается на интеллектуальную интуицию и обеспечивает мгновенное усмотрение истины. Под интеллектуальной интуицией Спиноза понимает ясное и отчетливое представление нашего ума, естественный свет чел. разума.
Спиноза усовершенствовал понятие интеллектуальной интуиции (введенной Декартом), дополнив его дефиницией, т.е. логическим определением идеи, или понятия, или категории. Важно не только схватить идею, но и дать ей развернутое логическое определение.
Опытное познание/ разумно-интуитивное познание
Опытное познание опирается на универсальные идеи. Универсальные идеи возникают вследствие абстрагирующей деятельности мышления (отвлечения существенных черт предметов от предметов данного рода). Можно сформулировать универсальное понятие красоты, отвлекая от красивый предметов существенный признаки, создающие красоту. Разумно-интуитивное познание опирается на общие понятия, которые являются врожденными характерами; они носят всеобщий универсальный характер.
Формы познания тесно связаны с уровнем культурного и нравственного развития человека.
Опытное познание, будучи недостоверными, порождает страсти, которые вызывают сумятицу, не дают человеку верно ориентироваться в мире. Разумно-интуитивное познание (высшая форма познания по С.) обеспечивает высшую форму познания – познание божественного абсолюта и тем самым нравственного совершенства и обретения бессмертия души.
4. Проблема свободы и необходимости
С. детерминист. Это учение о всеобщей причинно-следственной обусловленности природы. В мире нет ничего случайного – каждое явление имеет свою причину, следовательно, оно необходимо, утверждает С. В мире господствует необходимость и отсутствует случайность.
Среди всех явлений мира только Бог обладает абсолютной свободой. Эта свобода заключается в отсутствии внешнего принуждения, как следование необходимости своей собственной природы. Если библейский бог обладает абсолютным своеволием изменять законы природы, то бог Спинозы не в состоянии ничего изменить, ни одного закона природы. Мог ли Бог не творить мир, который он сотворил? Нет, Бог подчинен собственной необходимости.
Человек это всего лишь модус, и он подчинен внешней необходимости, но он жаждет свободы. Как обрести эту свободу? С. указывает мнимый путь обретения свободы: надо внешнее принуждение истолковать как внутренний свободный мотив своего поведения, т.е. человек должен принять эту необходимость как внутреннюю программу своего поведения. Ничего не меняется, меняется лишь наше отношение к необходимости. Свобода есть познанная необходимость.
Это мнимая свобода, т.к. человек вынужден подчиняться необходимости. О подобной свободе Сенека в 1 в. н.э. говорил: «Покорного судьбы ведут, непокорного – тащат».