Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Познавательный интерес

Познавательный интерес

 

Определение (Галины Ивановны Щукиной):

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Т.е. интерес может быть не только к содержанию, но и к процессуальной стороне и т.д. Это деятельностный подход.

 

Определений много. Морозова: через эмоциональное отношение.

 

В своих работах Щукина рассматривает познавательный интерес в разных видах. Познавательный интерес может проявляться как:

1)Средство обучения (знания, которые усвоены с интересом, надолго остаются в памяти; ребенок активен в усвоении этих знаний, поэтому они более прочные).

2)Мотив учебной деятельности (я учусь, потому что мне интересно).

3)Устойчивое качество личности (дети с ненасыщаемой познавательной потребностью, которые должны что-то думать, решать и т.д.) Когда мы формируем такой интерес, то это просто замечательно. Это основное предназначение педагога – сформировать ПИ как устойчивое качество личности. 

 

ПИ проходит 4 стадии развития:

1)Любопытство (проявляется также у млекопитающих). Заходим с чем-то новым – а что это? Ответ: это не для вас. Если начинают дальше задавать вопросы – следующая стадия.

2)Любознательность – характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного. Любознательные дети задают вопросы: стараются узнать больше, чем дают.

3)Познавательный интерес – отличается от предыдущей стремлением проникнуть в существенные связи, отношения, закономерности (проникнуть в сущность изучаемого), установить причинно-следственные связи. Например: а что будет, если? А можно ли это решить другим способом? Эту стадию можно понять по характеру вопросов – они становятся более глубокими.

4)Теоретический интерес – эту стадию дети могут и не достигать в школе. Эта стадия связана со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов в той или иной науке. В школе: может возникнуть на стадии подготовки проекта в ходе чтения дополнительной литературы. Может реализовываться в институте в ходе научно-исследовательской работы.

 

Если попытаемся охарактеризовать познавательные интересы учеников, то получим следующую картину: у кого-то глубокий, у кого-то поверхностный, у кого-то устойчивый, не устойчивый, кто-то читает доп. лит-ру и т.д. Поэтому ПИ характеризуем не только по стадиям развития, но и видам ПИ.

 

Виды познавательных интересов:

1)Аморфный – это неустойчивый, неосознанный, неглубокий познавательный интерес, с недостаточной внутренней мотивацией, который построен на внешних занимательных аспектах познавательной деятельности. Такие дети заинтересованы на уроке только в том случае, если что-то занимательное, яркое, с позитивным эмоциональным фоном.

2)Широкие (многосторонние) интересы – это интересы, которые охватывают широкий круг предметов на уровне не ниже любознательности. Дети активны в обучении, отвечают на все вопросы.

3)Стержневые (или локальные) интересы – это, во-первых, устойчивые, достаточно глубокие интересы, сосредоточенные на одной-двух смежных или полярных областях. Например, увлекается математикой и физикой или математикой и историей (бывают полярные области). Их круг чтения может выходить далеко за рамки школьной программы.

 

Лучшая стратегия формирования познавательных интересов – это формирование на базе широких познавательных интересов локальных (стержневых) интересов. Мы можем нарисовать это в виде пирамидки. 

Это лучшая стратегия для личности. Широкие интересы – питательная основа. Нет широкого кругозора – не будут развиваться локальные интересы. Если не будем развивать локального интереса, вырастим человека – всезнайку, лишь порхающего по верхам.

 

Мы должны развивать познавательный интерес каждого школьника до оптимального для него уровня. А чтобы это сделать, нужно представлять уровни развития познавательных интересов.

 

Уровни развития познавательных интересов:

Советуют рассмотреть 1, 3 и 5-й уровни. И построить образ ребенка с низким, средним, высоким уровнями развития познавательного интереса.

 

Уровни

Мотивация

Самостоятельность

Познават. активность

Направ-ть интереса

Сформирован-ность учебных умений и знаний*

1. Низк.

Мотивы избегания, отсутствие интереса к процессу и содержанию.

Мнимая. Сами не решают – ждут, что напишут у доски. Или списывают у соседа.

Выученная беспомощность – если не получается, даже помощь не попросит.

 

Инертность. Мы уже 3 задачу решаем, а ты только число написал. Все время побуждаем к познавательности

Эпизод. интерес к эффект. сторонам образ. процесса.

 

 

 

Несформиров. учебные навыки.

 

Свободное время не посвящено познаватель. деятельности. Желания – футбол, велосипед, игры (стрелялки).

2. Сред.

Широкая.

Но познават. мотивы неустойчивы; больше ориентирован на результат учебной деятельности, а не на процесс.

Средняя. Если что-то не получается, попросит помощи у соседа или у учителя. Завуалировано: посмотрите, пожалуйста, правильно ли у меня?

Средний уровень. Некоторые моменты требуют побуждения учителя. Выполнив задание, ждет, ничего не делая. Может сказать, а что делать дальше.

Интерес к накоплению фактов. Узнав что-то новое, приходит домой и делится фактами. Знаешь, какая самая высокая вершина. Нет желания разобраться, взять доп. лит-ру.

Усвоение сущности явлений и процессов – только с помощью учителя.

В свобод. время занимаются сбором марок; увлечения, связанные с подарком – подарили аквариум, увлекается рыбками, даже может что-то почитать.

 

Интересы переменчивы, часто меняются. Доходит до определен-ного уровня, начинает интересовать-ся чем-то другим.

3. Высок.

Высокая. Устойчивая положительная внутренняя мотивация (доминирование мотивов совершенствования учебно-познавательной деятельности;

личная ответственность за результат учебно-познавательной деятельности).

 

Интерес не только к результату, но и к процессу познавательной деятельности.

Если встретится с какой-то трудностью, попытается решить сам.

 

Если подскажешь, выражает неудовольствие. «Ну, зачем, я это сам хотел» - отняли радость познания.

Самопроизвольная, не просто высокая. Не будет сидеть и говорить, а что делать дальше. Сам для себя находит задания.

 

Может на переменке читать интересную книгу.

Интерес к сущности процесс-сов – копает вглубь. Вопросы: а что будет, если и т.д. Проводит обобще-ния. Пытается сам вывести и сформулировать законно-мерности.

Высокий уровень. Эти дети умеют учиться.

 

Много времени посвящает предмету интереса.

 

*Иногда еще берут, чему посвящает свободное время.

 

Это тенденция развития познавательного интересного. Уровни – это программа развития детей. Не всем детям нужно доходить до высокого уровня. Если ребенок физически одарен, не нужно добиваться теоретического интереса. Таблица показывает, в каких направлениях нужно работать.

 

Чтобы развить до оптимального уровня познавательный интерес, нужно его диагностировать.

 

 

Способы (методы) диагностики познавательного интереса

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.