Познавательный интерес
Определение (Галины Ивановны Щукиной):
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Т.е. интерес может быть не только к содержанию, но и к процессуальной стороне и т.д. Это деятельностный подход.
Определений много. Морозова: через эмоциональное отношение.
В своих работах Щукина рассматривает познавательный интерес в разных видах. Познавательный интерес может проявляться как:
1)Средство обучения (знания, которые усвоены с интересом, надолго остаются в памяти; ребенок активен в усвоении этих знаний, поэтому они более прочные).
2)Мотив учебной деятельности (я учусь, потому что мне интересно).
3)Устойчивое качество личности (дети с ненасыщаемой познавательной потребностью, которые должны что-то думать, решать и т.д.) Когда мы формируем такой интерес, то это просто замечательно. Это основное предназначение педагога – сформировать ПИ как устойчивое качество личности.
ПИ проходит 4 стадии развития:
1)Любопытство (проявляется также у млекопитающих). Заходим с чем-то новым – а что это? Ответ: это не для вас. Если начинают дальше задавать вопросы – следующая стадия.
2)Любознательность – характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного. Любознательные дети задают вопросы: стараются узнать больше, чем дают.
3)Познавательный интерес – отличается от предыдущей стремлением проникнуть в существенные связи, отношения, закономерности (проникнуть в сущность изучаемого), установить причинно-следственные связи. Например: а что будет, если? А можно ли это решить другим способом? Эту стадию можно понять по характеру вопросов – они становятся более глубокими.
4)Теоретический интерес – эту стадию дети могут и не достигать в школе. Эта стадия связана со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов в той или иной науке. В школе: может возникнуть на стадии подготовки проекта в ходе чтения дополнительной литературы. Может реализовываться в институте в ходе научно-исследовательской работы.
Если попытаемся охарактеризовать познавательные интересы учеников, то получим следующую картину: у кого-то глубокий, у кого-то поверхностный, у кого-то устойчивый, не устойчивый, кто-то читает доп. лит-ру и т.д. Поэтому ПИ характеризуем не только по стадиям развития, но и видам ПИ.
Виды познавательных интересов:
1)Аморфный – это неустойчивый, неосознанный, неглубокий познавательный интерес, с недостаточной внутренней мотивацией, который построен на внешних занимательных аспектах познавательной деятельности. Такие дети заинтересованы на уроке только в том случае, если что-то занимательное, яркое, с позитивным эмоциональным фоном.
2)Широкие (многосторонние) интересы – это интересы, которые охватывают широкий круг предметов на уровне не ниже любознательности. Дети активны в обучении, отвечают на все вопросы.
3)Стержневые (или локальные) интересы – это, во-первых, устойчивые, достаточно глубокие интересы, сосредоточенные на одной-двух смежных или полярных областях. Например, увлекается математикой и физикой или математикой и историей (бывают полярные области). Их круг чтения может выходить далеко за рамки школьной программы.
Лучшая стратегия формирования познавательных интересов – это формирование на базе широких познавательных интересов локальных (стержневых) интересов. Мы можем нарисовать это в виде пирамидки.
Это лучшая стратегия для личности. Широкие интересы – питательная основа. Нет широкого кругозора – не будут развиваться локальные интересы. Если не будем развивать локального интереса, вырастим человека – всезнайку, лишь порхающего по верхам.
Мы должны развивать познавательный интерес каждого школьника до оптимального для него уровня. А чтобы это сделать, нужно представлять уровни развития познавательных интересов.
Уровни развития познавательных интересов:
Советуют рассмотреть 1, 3 и 5-й уровни. И построить образ ребенка с низким, средним, высоким уровнями развития познавательного интереса.
Уровни |
Мотивация |
Самостоятельность |
Познават. активность |
Направ-ть интереса |
Сформирован-ность учебных умений и знаний* |
1. Низк. |
Мотивы избегания, отсутствие интереса к процессу и содержанию. |
Мнимая. Сами не решают – ждут, что напишут у доски. Или списывают у соседа. |
Выученная беспомощность – если не получается, даже помощь не попросит.
Инертность. Мы уже 3 задачу решаем, а ты только число написал. Все время побуждаем к познавательности |
Эпизод. интерес к эффект. сторонам образ. процесса.
|
Несформиров. учебные навыки.
Свободное время не посвящено познаватель. деятельности. Желания – футбол, велосипед, игры (стрелялки). |
2. Сред. |
Широкая. Но познават. мотивы неустойчивы; больше ориентирован на результат учебной деятельности, а не на процесс. |
Средняя. Если что-то не получается, попросит помощи у соседа или у учителя. Завуалировано: посмотрите, пожалуйста, правильно ли у меня? |
Средний уровень. Некоторые моменты требуют побуждения учителя. Выполнив задание, ждет, ничего не делая. Может сказать, а что делать дальше. |
Интерес к накоплению фактов. Узнав что-то новое, приходит домой и делится фактами. Знаешь, какая самая высокая вершина. Нет желания разобраться, взять доп. лит-ру. Усвоение сущности явлений и процессов – только с помощью учителя. |
В свобод. время занимаются сбором марок; увлечения, связанные с подарком – подарили аквариум, увлекается рыбками, даже может что-то почитать.
Интересы переменчивы, часто меняются. Доходит до определен-ного уровня, начинает интересовать-ся чем-то другим. |
3. Высок. |
Высокая. Устойчивая положительная внутренняя мотивация (доминирование мотивов совершенствования учебно-познавательной деятельности; личная ответственность за результат учебно-познавательной деятельности).
Интерес не только к результату, но и к процессу познавательной деятельности. |
Если встретится с какой-то трудностью, попытается решить сам.
Если подскажешь, выражает неудовольствие. «Ну, зачем, я это сам хотел» - отняли радость познания. |
Самопроизвольная, не просто высокая. Не будет сидеть и говорить, а что делать дальше. Сам для себя находит задания.
Может на переменке читать интересную книгу. |
Интерес к сущности процесс-сов – копает вглубь. Вопросы: а что будет, если и т.д. Проводит обобще-ния. Пытается сам вывести и сформулировать законно-мерности. |
Высокий уровень. Эти дети умеют учиться.
Много времени посвящает предмету интереса. |
*Иногда еще берут, чему посвящает свободное время.
Это тенденция развития познавательного интересного. Уровни – это программа развития детей. Не всем детям нужно доходить до высокого уровня. Если ребенок физически одарен, не нужно добиваться теоретического интереса. Таблица показывает, в каких направлениях нужно работать.
Чтобы развить до оптимального уровня познавательный интерес, нужно его диагностировать.
Способы (методы) диагностики познавательного интереса