Пути и средства активизации познавательной деятельности школьников
- Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие познавательных интересов и мотивации учебной деятельности школьников ( т.е. что делать нельзя)
1. Будничность, монотонность, серость, бедность информации, отрыв от личного опыта ребёнка.
2. Учебные перегрузки, переутомление.
3. Но: с другой стороны – следует избегать низкой плотности режима работы.
4. Эмоционально тяжелая обстановка на уроке.
5. Неразвитость общеучебных умений.
- Приемы, средства, методы активизации познавательной деятельности школьников (интересный опыт учителей или из педагогической литературы).
Приемы
- Занимательные смешные иллюстрации.
- Игры.
- Кроссворды, головоломки, чайнворды, ребусы, домино.
- Викторины.
- Задачи-шутки, задачи-сказки, задачи-стихи.
- Логические задачи.
- Занимательные упражнения.
- Межпредметные связи. Например, на английском языке дать решать задачи по математике.
- Использование опорных схем, таблиц.
- Принцип «Удивляй».
Например. Учитель говорит: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! Возможно ли это? О какой воде идёт речь? Проблема поставлена, ребята, перебивая друг друга, доказывают, что это возможно, что вода эта снег или лёд. А страна эта –Россия.
- Ребята с удовольствием выполняют задания типа «Лови ошибки», т.е. выдаются задания с ошибками, нужно найти ошибки.
- Блеф клуб
Например.
Верите ли вы, что воду из труб на зиму сливают, чтобы не заржавела?
Верите ли вы, что извилины головного мозга – это рудименты?
Безобидно смеясь, ребята исправляют ошибки друзей и свои.
- Песни, репродукции картин, классическая музыка, художественное слово. Создание проблемной ситуации с привлечением произведений литературы и искусства делает её острей, эмоциональней, что способствует более заинтересованному, серьёзному отношению учащихся к основному содержанию темы.
- Экскурсии.
*На уроке математики
- Представить, о чем говорится в задаче, попытаться нарисовать картинку.
- Разбить текст на смысловые части и выделить на этой основе необходимую для поиска решения информацию.
Например: «Лара нарисовала 6 астр. /3 астры она раскрасила./ Сколько астр осталось раскрасить Ларе?»
- Переформулировать текст задачи. Цель переформулировки — опустить несущественные детали, уточнить и раскрыть смысл существенных элементов.
Например, решение задачи: «Утром в магазине было 30 книжных шкафов. К концу рабочего дня осталось 12 шкафов. Сколько шкафов продали за день?» — удобнее искать, если текст ее будет сформулирован так: «Было 30 шкафов.. Осталось 12 шкафов. Сколько шкафов продали?»
- Очень важно при работе над задачей научить детей выделять опорные слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Например: «На вешалке было 8 пальто. Дети взяли 6 пальто. Сколько пальто осталось?» Основные слова —было, взяли, осталось.*
Методы
- Метод проблемного обучения.
Основой метода является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
- Метод алгоритмизированного обучения.
Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
- Метод эвристического обучения.
Основной целью эвристики является поиск способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
- Метод исследовательского обучения.
Исследует и проверяет результаты, отыскивает границы их применения.
- Проведение уроков-путешествий и уроков-экскурсий.
Средства активизации познавательной деятельности.
- Интерактивные средства. Например, интерактивная доска. Позволяет решать тесты в интерактивном режиме, работать с картой и т.д.
- Презентации на компьютере.
- Электронные энциклопедии.
- Программы-тренажеры.
- Системы виртуального эксперимента, т.е. эксперименты по химии и физике проводятся на компьютере.
- Обучающие игры и развивающие программы.
Предупреждение и преодоление неуспеваемости