Законы возрастной физиологии
Ученый Рублер показал, что более крупные животные на 1 кг массы тела расходуют энергии в десятки раз меньше, чем мелкие животные. Тут все зависит от величины поверхности тела. Вся потребляемая энергия выделяется во внешнюю среду в виде тепла. Поток энергии зависит от поверхности теплоотдачи. Этим объясняется различие процессов, которые происходят у детей в отличие от взрослого: частота пульса, частота дыхания, скорость газообмена, скорость обмена веществ. Это правило поверхности Рублера.
Ребенок маленький во многом отличается от взрослого – процессы, которые в нем происходит. Гильм Рейх (немец) показал, что различие между ребенком и взрослым находится в двух плоскостях. Ребенок – это маленький организм; ребенок – это развивающийся организм. Аршавский установил неравномерность в развитии симпатической и парасимпатической систем у детей. Симпатические механизмы созревают раньше: этим объясняется частый пульс, частое дыхание, скорость обмена веществ. Затем развивается парасимпатическая система: все эти процессы замедляются, т.е. частота дыхания, пульс, обмен веществ.
Петр Кузьмич Алехин показал, что последовательность развивающихся в организме процессов выстраивается так, чтобы удовлетворять меняющиеся по ходу жизни изменения (потребности) организма ребенка.
Берштейн говорит о том, что постепенно в организме ребенка усложняются алгоритмы движения - от более простых к более сложным. В начале (первые часы, дни, месяцы жизни) этими процессами руководят древние подкорковая структуры мозга, далее идет построение движений в коре головного мозга.
Маркосян установил, что в организме человека важную роль играет принцип надежности как один из фактов онтогенеза. Принцип надежности характеризуется тем, что с возрастом надежность систем увеличивается.
Показан системный принцип организации физиологических функций в организме.
Селерьцов (наш ученый) показал, что все функции складываются и изменяются при взаимодействии организма с внешней средой. Все зависит от морфофункционального строения систем организма и адекватности воздействующих факторов.
Наши ученые Сеченов, Павлов, Бернштейн, Анохин показали, что системный принцип организации реагирования на внешнюю среду лежит в основе всех функций. Возникают динамические изменения, построенные по обратной связи (иерархический принцип) от высших к низшим.
Ухтомский выдвинул принцип доминанты. Доминанта – функц. рабочий орган, который определяет адекватное реагирование организма на внешнее воздействие. Часть органов и части органов объединяются единством действия. Они могут быть топографически удалены друг от друга. Но объединение довольно тесные, и они могут направить свои усилия на один результат.
Бернштейн показал, что приспособительный эффект может получиться, если в организме закодирован конечный результат (модель потребного будущего). В процессе деятельности система обратных связей может изменить алгоритм действий. Очень важный момент положения значения обратных связей в организме.
Высока пластичность системы, которая контролируется головным мозгом. Возможность достижения одного и того же результата различными путями в зависимости от конкретных условий. Надо чтобы не мешали им. Модель потребного будущего. Вы хотите чего-то достичь – достигайте, а не машите руками. Модель уже есть в мозгу. Обратные связи будут регулировать алгоритм.
Анохин в качестве системообразующего фактора доказал, что система образуется для того, чтобы выполнить полезный результат действий. Анохин обобщил все открытия ученых Томского, Бернштейна и т.д. Полезный результат создает систему на разных уровнях (иерархически) – от коры до более низких, подкорковых центров; получается приспособительный результат.
Дегтерева показал, что в организме есть две системы связей: жесткие – ребенок рождается с ними; гибкие, пластичные – зарождаются в процессе жизни.
Одно из главных условий – иерархичность функций. Функции в каждой части системы автономны, но в то же время они подчиняются более высоким системам в мозгу. Посылают по принципу обратной связи сигналы, а там уже вырабатывается алгоритм, как выполнить работу. Получаются блоки, которые передают сведения в более высокие центры, а те, в свою очередь, направляют работу этих блоков.
В процессе эволюции все эти связи усложняются (наслаиваются друг на друга).