Факторы, влияющие на выбор методов обучения
- Дидактические цели обучения (если задача – повторить и обобщить материал, то будут одни методы, если новый материал – другие; если цель – формирование положительной мотивации, третьи методы).
- Уровень подготовленности учеников, их учебные интересы, уровень их активности и другие индивидуальные особенности (если класс вялый, то диспут, эвристическая беседа не пройдут).
- От характера учебного материала (вряд ли кто-нибудь из учителей даст на самостоятельное обучение тяжелый вопрос на формирование представления о производной в старших классах).
- От особенностей самого педагога (например, один педагог хорошо владеет словом, а другой хорошо владеет математикой и его сила в красоте логики и глубине математики).
- От материальных условий обучения.
- От возрастных особенностей учеников. Не будешь читать лекцию в первом классе.
Мы поняли, от чего зависит выбор методов – от множества факторов. Есть работа Бабанского «Выбор методов обучения» по выбору методов обучения.
Назовем эти методы обучения:
Группы методов |
Словесные |
Наглядные |
Практические |
По источнику информации: |
Слово (устная или письменная речь)
$ |
Предметы, явления, процессы действительности или их изображения.
$ |
Практическая деятельность учащихся.
$ |
Названия методов |
Рассказ, объяснение, беседа, школьные лекции, учебные дискуссии, работа с книгой |
Наблюдение, демонстрация, иллюстрация, экскурсия. |
Упражнения (устные, письменные), графические упражнения, лабораторные работы, опыты. |
Дадим краткую характеристику этих методов.
В результате этот метод запретили. На смену этому методу в 1926 году пришел бригадно-лабораторный метод. Это был и метод, и метод обучения. Как организовывалась работа в этом методе? Класс был поделен на бригады (бригады постоянного состава). Сначала учитель давал необходимые знания (вводный урок или лекция, давал цели и задачи работы), после чего давал каждой бригаде учебные задания. Бригада должна была прорабатывать материал. Причем отчитывались за выполнения все участники бригады. Это вело к интеллектуальному иждивенчеству. Один выполнял работу, отчитывался, а другие пользовались трудами интеллектуальной работы. И этот метод тоже было запрещено.
Т.о., было доказано, что идеального метода не существует. Далее начали изучать американские методы.
Характеристика некоторых методов обучения