Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский педагогический
государственный университет (МПГУ)
ОТЧЕТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
по психологии
класс 7
Время прохождения практики: с 09.02.2015 по 22.03.2015
Срок сдачи отчета: ____________
Москва,
2015
Содержание
Общая характеристика класса 3
Анализ собственной преподавательской деятельности 4
Внешний облик преподавателя 7
Самооценка педагога 8
Приложения к отчету 10
Таблица 1. «Успеваемость учащихся 7а класса по всем учебным предметам за триместр 1»
Таблица 2. «Характер взаимоотношений учащихся в классе»
ОТЧЕТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
Общая характеристика класса
Педагогическая практика проходила в 7 классе школы 1253 с углубленным изучением иностранного языка. Возраст учащихся – 12 – 13 лет.
Уровень успеваемости. Таблица успеваемости класса дана в приложении к отчету (Таблица 1). Процент успеваемости составляет 100% (т.е. нет учащихся, имеющих двойки по предметам за триместр); процент качества– 21,7 % (т.е. количество учащихся, закончивших первый триместр на 4 и 5); средний балл – 3,9 (балл достаточно высокий).
Наибольшее количество троек – по русскому языку (13 из 23), алгебре (12 из 23), информатике (8 из 23), биологии (8 из 23). В связи с этим интересно проанализировать результаты ОГЭ, которые выложены на сайте школе. Средний балл по ОГЭ за 2013-2014 года по математике – 50, по русскому языку – 68, информатике – 85, биологии – 69, английскому языку - 87. Хотелось бы отметить, что, несмотря на достаточно низкие текущие оценки, средние баллы по ОГЭ достаточно высокие, за исключением алгебры, что, я думаю, можно объяснить тем, что школа является специализированной (углубленное изучение английского языка), поэтому приходят учиться в школу дети–гуманитарии. Таким образом, невысокий процент качества в школе объясняется высокими требованиями, предъявляемыми учителями к детям. Из своих наблюдений могу сказать, что дети очень сильные, мотивированы на учебу; отбор в школу осуществляется по конкурсу.
В 7-м классе, где вел уроки, нет детей с ярко выраженным девиантным поведением. Конечно, встречаются дети «шумные», но они адекватно реагируют на замечания (обычно извиняются); кроме этого, вопрос поведения отпал, когда расспросил детей об их хобби и предложил такую формулировку заданий, которая отвечала бы интересам учащихся.
Таблица, характеризующая взаимоотношения детей в классе дана в приложении 2 (Таблица 2 «Характер взаимоотношений учащихся в классе»). Большинство детей (19 из 23) способны устанавливать контакт друг с другом. Детей, которые ведут себя агрессивно по отношению к другим детям, нет. 4 ребенка полностью обособлены от коллектива.
По отношению к преподавателям 10 из 23 учащихся устанавливают взаимоотношения охотно, не стесняются задавать вопросы, вести беседу. 12 человек стесняются учителя. 1 человек ведет себя достаточно агрессивно – выражает несогласие с оценками (приходилось доказывать свои правоту), имеет завышенную самооценку в отношении собственных знаний.
В группе в основном все ребята нейтральные, 2 лидера, 5 человек – ведомые.
Анализ собственной преподавательской деятельности
Первый урок тщательно готовил (сделал презентацию, составил большое количество заданий), немного волновался, т.к. никогда раньше педагогической деятельностью на практике не занимался (не имел даже частных учеников). Весь материал выучил наизусть, рассказал друзьям и родителям. Но урок прошел неожиданно очень гладко и удачно – дети с интересом слушали, все поняли, с заданиями справились.
Далее постепенно втянулся – уже не волновался; начал анализировать свои уроки (в этом очень помогала и куратор практики Баринова Татьяна Тимофеевна). Так как мне предоставили возможность вести уроки не только в одном седьмом классе, а во всей параллели (4 класса), улучшал качество уроков на месте (сокращал одни этапы урока, увеличивал другие, менял характер объяснения, характер заданий и т.д.).
На первом из 4 уроков (проводимых за неделю в 7 классах) весь класс не видел – старался не забыть материал. На последующих уроках фиксировал – кто внимательно слушает, кто сидит с отсутствующим видом (в этом случае делал замечания). Так как по информатике предполагаются занятия с половиной класса, могу сказать, что видел и контролировал большинство учащихся (в целом на занятии присутствовали примерно 10 – 12 человек). Всегда помнил слова Милехиной Татьяны Евгеньевны, что контролировать весь класс – это большое мастерство.
В целом, конечно, еще следует трудиться над таким свойством своего внимания, как распределение.
Темы моих уроков касались Word 2007, Gimp, поэтому материалом я владел хорошо. Урок вел с использованием презентации – поэтому, наверное, надо сказать, что был привязан к конспекту, т.к. презентация по сути представляла материал, который следовало объяснить, включала задания. Кроме этого, по конспекту контролировать время этапов урока.
Излагал материал по-разному: на этапе актуализации знаний и рефлексии – в форме беседы, вопросов и ответов; на этапе объяснения нового материала использовал проблемное изложение, а при большом объеме материала и нехватке времени – объяснения. Лекции не проводил, в основном уроки были комбинированные. Считаю, что в 7 классе лекции проводить рано. На лекции нет обратной связи, в 7 классе обратная связь должна быть обязательно, чтобы понять и сделать выводы, как тебя понимают дети.
Мой самый неудачный урок – это анализ задач ОГЭ. Дело в том, что решение дать практиканту провести этот урок у администрации созрело спонтанно. Естественно, урок без предварительной подготовки и полном отсутствии педагогического опыта был обречен на провал. В результате меня посадили слушать, а урок заканчивала куратор практики.
Самый лучших урок был проведен мною на тему «Вставка объектов в Microsoft Word 2007». На уроке активно использовал межпредметные связи с математикой – помимо материала урока, повторили графики элементарных функций. Кроме этого, научились осуществлять верстку сайта. Урок был очень насыщенным по материалу и, как мне кажется, интересным для детей. Все ученики очень активно работали.
В целом с классами, в которых проводил уроки, у меня сложились отношения, которые можно охарактеризовать как полное взаимопонимание и сотрудничество. Нередко дети сами говорили, что они хотели бы, чтобы я им рассказал, задавали вопросы. Вообще, старался создать здоровый эмоциональный фон на уроках – чтобы никто не волновался, не боялся отвечать на вопросы, не стеснялся задавать вопросы.
На нарушение дисциплины реагировал педагогическими методами. В целом, т.к. в школу дети отбираются по конкурсу, у меня не было детей – закоренелых нарушителей дисциплины или детей, чрезвычайно агрессивно настроенных. Тем, кто разговаривал во время объяснения, делал замечания. Дети реагировали очень адекватно – извинялись, при этом больше замечаний не требовалось. В одном из классов с «шумными» мальчиками провел беседу, выяснил их интересы; в следующий раз предложил такие формулировки заданий, которые соответствовали их увлечениям, что вызвало бурный восторг.
Конечно, те классы, что я вел, - это были элитные классы. Вначале (описанный мною неудачный опыт) нам предложили 9-е классы, причем такие, которые не имели углубленной подготовки. Дело в том, как я понял, школу объединили с другими школами, в результате появились дети из обычных общеобразовательных школ, которых и объединили в так называемых классах универсального профиля. Так, в одном из классов мальчик сидел в шапке, подробно объяснив это тем, что у него мерзнет голова, т.к. активный процесс «думания» вызывает чрезмерное поглощение энергии и охлаждение головы. Пришлось смириться с таким положением; более того, попросил и на следующий урок принести с собой шапку – чтобы не вызывать скорую помощь для «размораживания» головы; предложил нарисовать и развесить везде плакаты с надписью «Такому-то запрещено ходить на уроки без шапки». Мальчик шапку снял.
Внешний облик преподавателя
На мой взгляд, внешний облик преподавателя важен лишь поначалу (встречают по одежке, провожают по уму). Кроме этого, костюмы, галстуки и т.д. важны в том случае, если человек не уверен в себе, т.к. если к общей неуверенности добавить еще и беспокойство за внешний вид, смешки со стороны аудитории, то урок может не получиться.
Думаю, что в первые годы работы следует следить за внешним видом (ходить в костюме). Далее – в зависимости от собственных предпочтений и уровня доходов. Хотя, конечно, есть элементарные нормы – не следует ходить в рваных мятых джинсах или, вообще, тренировочных; грязной, пропахшей потом рубашке; тапочках. Вообще, такой персонаж не выдуман. Так ходил в нас в школе преподаватель по экономике. Если честно, поначалу был шокирован, потом привык и не замечал внешнего вида вообще. Но, как мне кажется, все-таки следует придерживаться общепринятых норм – чистота, аккуратность, темные тона.
Следует еще обратить внимание на выражение лица. На мой взгляд, не следует стараться выглядеть угрюмо, мрачно, чтобы добавить себе больше строгости, авторитета. В таком случае не получится сотрудничества – учащиеся будут бояться устанавливать контакт с таким преподавателем. Также следует избегать «дежурных» улыбок, которые говорят не о душевной доброте, а о бесчувственности. Я думаю, что цель преподавателя – помочь человеку, и внешний вид должен этому способствовать – говорить о душеной чуткости и доброте.
Что касается мимики и жестов. Преподаватель риторики нам рассказывала о том, что следует следить за своими мимикой и жестами («закрытые» и «открытые» позы), даже рекомендовала книгу «Новый язык телодвижений» Алана и Барбары Пиз. Я эту книгу внимательно изучил, далее старался анализировать позы наших преподавателей. Пришел к выводу, что все это абсолютная чушь, - как человеку удобно, пусть так и стоит, на учебный процесс это нисколько не влияет. Конечно, следует контролировать себя и избегать смешных или часто повторяемых жестов, которые потом учащиеся могут копировать (например, поглаживание подбородка, почесывание за ухом и т.д.)
Самооценка педагога
Шел на практику в мрачном настроении. Считал, что дело бесполезное. Более того, был настроен после получения степени бакалавра пойти учиться в другой вуз. Т.е. в начале педагогической практики уровень мотивации деятельности был крайне низкий. Причиной тому было большое число часов по предметам психолого-педагогического, методического циклов. Честно говоря, в институт пришел получать в большей степени математическое образование, а не педагогическое.
Однако в процессе прохождения практики мотивация изменилась, чему в немалой степени способствовали беседы с куратором практики Бариновой Татьяной Трофимовной, ее советы, в том числе жизненные. Преподавать понравилось, уроки готовил с удовольствием, анализировал ошибки; вел достаточно широкую переписку с учениками, отвечая на вопросы и во внеурочное время по почте; провел внеурочное мероприятие – объяснил учащимся 9-10 классов, как программировать электронные формы, что в немалой степени было вызвано нуждами школы – составить формы приема в школу так, чтобы родители могли подавать заявления online. Задача была успешно решена.
Считаю свою деятельность в школе очень успешной. Кардинально поменялось отношение к преподавательской деятельности, приобрел опыт ведения уроков, общения с детьми, проведения внеклассных мероприятий, программирования форм (фактически, сделал реальный заказ, воспользовавшись знаниями, полученными в МПГУ).
Существенно поменялось эмоциональное состояние после практики. До практики состояние было угнетенное – неправильность выбора жизненного пути, необходимость принимать дальнейшие действия, искать деньги для обучения в другом вузе и т.д. Сейчас понял, что имею профессию, которая вполне обеспечит и духовный рост, и денежные запросы, и свободное время, которое можно потратить опять же на самосовершенствование.
Желание работать в школе есть. Правда, сделал вывод, что нужно тщательно выбирать школу. Уже знаю, что не пойду в близлежащую школу с проблемными детьми. Буду стараться устроиться в гимназию, лицей, школу с углубленным изучением тем или иных предметов, т.е. туда, где дети мотивированы на учебу. Чрезвычайно трудно научить человека, если он сам этого не хочет. Конечно, по мере роста квалификации, возможно, смогу работать и с трудными детьми, создавать соответствующую мотивацию. Но для этого нужно очень много знаний, жизненный опыт.
В завершение хочу сказать, что практика очень понравилась, чего не ожидал. Очень многому научился. На днях пришлось объяснять бабушке, как делать базы данных. Даже она отметила, что я рассказываю профессионально – задаю вопросы по ходу объяснения, заставляю думать. Было очень приятно. Отдельное спасибо куратору практики Бариновой Татьяне Тимофеевне, благодаря усилиям которой совершенно поменял взгляд на профессию.
Что касается советов преподавателю психологии. Хотелось бы больше практической психологии, решения конкретных педагогических ситуаций и их объяснения с психологической точки зрения. Интересен был бы разбор различных психологических типов людей и методов установления контактов в зависимости от психотипа человека (запомнилось, как в одной из книг о Фандорине Б.Акунин описывал метод определения психотипа человека по шагам).
Приложения к отчету
по педагогической практике по психологии
Таблица 1. Успеваемость учащихся 7а класса по всем учебным предметам за триместр 1.
Список класса |
Учебные предметы |
||||||||||||||||||
1* |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
1. Ан Михаил |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
2. Ву Куок Динь |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
3. Горбунова Елизавета |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
|
3 |
|
|
|
4. Грошев Дмитрий |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
|
3 |
|
|
|
5. Даниленко Надежда |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
|
4 |
3 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
6. Зарлыкова Нурзат |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
3 |
3 |
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
7. Клопотов Максим |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
3 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
8. Кочеткова Елена |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
9. Лавренюк Мария |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
5 |
4 |
|
3 |
|
|
3 |
|
|
|
10. Ле Минь Куан |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
|
5 |
|
|
4 |
|
|
|
11. Лебедева Яна |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
12. Максименкова Елизавета |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
|
3 |
4 |
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
13. Матлахова Олеся |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
14. Новик Арсений |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
15. Поликарпова Мария |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
16. Савостьянов Никита |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
4 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
17. Скиппер Наталья |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
|
3 |
3 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
18. Татьянкина Анастасия |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
|
4 |
5 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
19. Тябликов Владимир |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
5 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
20. Фещенко Кирилл |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
5 |
5 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
21. Фещенко Михаил |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
|
5 |
5 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
22. Филатов Герман |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
|
3 |
4 |
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
23. Шиловская Александра |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
|
5 |
4 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
*
1) Русский язык |
2) Литература |
3) Алгебра |
4) Геометрия |
5) Информатика |
6) История |
7) Обществознание |
8) География |
9) Экология |
10) Биология |
11) Физика |
12) Химия |
13) Ин. язык 1 |
14) Ин. язык 2 |
15) МХК |
16) Физкультура |
17) ОБЖ |
|
|
|
Таблица 2. Характер взаимоотношений учащихся в классе
№ |
Со сверстниками |
№ |
Со взрослыми (учителями) |
№ |
В группе |
1 |
Может устанавливать контакт |
4 |
Устанавливает взаимоотношения охотно |
7 |
Ведущий лидер |
2 |
Агрессивен |
5 |
Стесняется устанавливать взаимоотношения |
8 |
Ведомый, подчиненный |
3 |
Обособлен от коллектива |
6 |
Настроен агрессивно |
9 |
Нейтрален |
Список класса |
Взаимоотношения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1. Ан Михаил |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
2. Ву Куок Динь |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
3. Горбунова Елизавета |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
4. Грошев Дмитрий |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
5. Даниленко Надежда |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
6. Зарлыкова Нурзат |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
7. Клопотов Максим |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
8. Кочеткова Елена |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
9. Лавренюк Мария |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
10. Ле Минь Куан |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
11. Лебедева Яна |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
12. Максименкова Елизавета |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
13. Матлахова Олеся |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
14. Новик Арсений |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
15. Поликарпова Марина |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
16. Савостьянов Никита |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
17. Скиппер Наталья |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
18. Татьянкина Анастасия |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
|