Спиноза «Трактат о боге, человеке и его счастье» Глава 1. «О том, что бог существует»
Доказательство Бога apriori (существование бога есть сущность – сущности вещей существуют вечно и останутся вечно неизменными) более надежно, чем доказательство a posteriori (если у человека есть идея бога, то бог существует), т.к. доказательство a posteriori оперирует вещами, выводимыми из внешних причин, которые ненадежны.
При доказательстве a posteriori используются следующие посылки: существует бесконечное число познаваемых вещей, конечный ум не может понять бесконечного, конечный ум сам по себе не может ничего понять.
Глава II. «О том, что такое бог»
Предпосылки: 1) Субстанция бесконечна; 2) Нет двух равных субстанций; 3) одна субстанция не может произвести другой; 4) в разуме бога нет субстанции, не существующей формально.
Все, что существует, принадлежит к субстанции, и она есть Бог. Бог обладает бесконечными атрибутами. Главные атрибуты бога: мышление и протяжение (причем атрибуты не делимы, делимы только модусы).
Диалог между Рассудком, Любовью, Разумом и Вожделением Природа бесконечна и всемогуща. Бог со своими действиями и творениями – имманентная (внутренняя) причина и целое.
Диалог между Эразмом и Теофилом Действие имманентной причины соединено со своей причиной таким образом, что образует с последней одно целое. Из всех идей, которые имеет каждый, образуется одно целое – рассудок. Бог познается только через самого себя.
Глава III. Бог – причина всего. 1. Бог – деятельная причина. 2. Бог – имманентная причина (ничто не существует вне бога). 3. Бог – свободная причина. 4. Бог причина через себя самого, а не случайно. 5. Бог - важнейшая причина своих творений, иных причин нет. 6. Следовательно, Бог первая причина всего. 7. Бог – всеобщая причина. 8. Бог - ближайшая причина вещей, которые бесконечны и неизменны и которые непосредственно созданы им. Но он последняя причина всех отдельных вещей.
Глава IV. О необходимом действии бога
Все, что делается богом необходимо предопределено; он не может этого не делать, и истинная свобода в том, что первая причина не принуждается ничем иным.
Бог – необходимая причина всех вещей; их природа не может отличаться от той, какую они имеют; также и Бог не может иметь другую природу чем та, какую он имеет. Эта причинность (или предполагаемая необходимость), благодаря которой вещи существуют и действуют, называется первым свойством бога.
Глава V. О провидении бога
Второе свойство бога – стремление природы и каждой вещи к сохранению своего состояния. Всеобщее провидение - то, которым всякая вещь произведена и поддерживается. Особенное провидение - стремление, которое имеет каждая вещь отдельно к сохранению своего бытия
Глава VI. О предопределении Бога
Третье свойство Бога – его предопределение, которое исключает всякую случайность.
Бог не создал человека греховным. Грех – это модус мышления, а не вещь существующая, ибо все вещи и творения, находящиеся в природе, совершенны.
Глава VII. Об атрибутах, не принадлежащих Богу. Всеведение, милосердие, мудрость – лишь модусы мышления, а не атрибуты Бога.
Атрибуты - существо, существующее через самого себя, которое себя познает и проявляется через самого себя. Другие вещи - модусы атрибутов, без которых они не могут ни существовать, ни быть поняты.
Поэтому бога надо определять через атрибуты, а не модусы.
Глава VIII. О порождающей природе. Порождающая природа – Бог. Порожденная природа – общая и особенная. Общая состоит из всех модусов, непосредственно зависящих от бога. Особенная состоит из всех особенных вещей, порождаемых всеобщими модусами. Порожденная природа, чтобы быть правильно понятой, нуждается в субстанции.
Глава IX. О порожденной природе. Модусы всеобщей порожденной природы - движение в материи и разум в мыслящей вещи. Они существовали от вечности и останутся навеки неизменными.
Глава Х. Что хорошо и что дурно
Люди, после того как они образовали известные общие понятия, связали и сравнили с ними вещи. Те вещи, которые согласовывались с общими понятиями, были названы хорошими; прочие – дурными. Хорошее и дурное – мысленные сущности, или модусы мышления.
Часть II “О человеке и об относящемся к нему»
Человек не субстанция, т.к. он не подходит под определение субстанции (бесконечность, единственность, невозможность произвести одну субстанцию из другой). Его мышление – модусы мыслящего атрибута. Человек состоит из нескольких модусов.
Глава I. О мнении, вере и знании. Мы познаем: 1) из опыта или понаслышке (подвержены заблуждению); 2)через истинную веру или рассуждения; 3) посредством ясного и отчетливого познания.
Глава II. Что такое мнение, вера и ясное познание.
Первый род познания – мнение (подвержено заблуждению); второй рода познания – вера (верим, что должно быть так, а не иначе); третий род познания – ясное познание.
Из первого вытекают все страсти, противоречащие здравому разуму; из второго — добрые побуждения; из третьего — истинная и чистая любовь.
Глава III. Происхождение страстей; страсть, возникающая из мнения.
Из мнения происходят: 1. удивление (тот, кто верно рассуждает, никогда не бывает удивлен); 2. любовь – бывает из мнений и понятий. Из мнений: человек хочет соединиться с хорошим; из понятий – любовь к отечеству и т.д.; 3. ненависть – из заблуждения о том, что есть хорошо, или понаслышке – положено ненавидеть евреев; 4. желание – из стремления к хорошим вещам.
Глава IV. О том, что вытекает из веры, и о добре и зле у человека.
Вера – пусть к истинному знанию. Добро и зло – понятия, созданные людьми. Третий род познания учит, как жить согласно разуму.
Глава V. О любви.
1. Соединение с преходящими вещами делает человека часто несчастным, т.к. калека не может нести другого калеку. 2. Истинная любовь всегда вытекает из познания, что вещь прекрасна, поэтому любовь ни на кого не может быть обращена сильнее, чем на бога, т.к. он один прекрасен и является совершенным благом.
Глава VI. О ненависти.
Ненависть из мнения не должна быть, т.к. одно может быть и хорошо, и дурно (как, например, с лечебными травами).
Ненависть - раздражение души против кого-либо, кто причинил нам зло с намерением и умыслом. Отвращение - возбуждение против вещи, вызванное неприятностью или страданием.
Ненависть и отвращение направлены на разрушение, ослабление и уничтожение, что есть несовершенство; любовь вызывает всегда исправление, укрепление и увеличение, т.е. совершенство.
Ненависти и отвращения следует избегать, стремясь все привести к совершенству, чтобы извлечь максимальную пользу.
Глава VII. О желаниях, об удовольствии (радости) и о неудовольствии (печали)
Надо освободиться от печали, т.к. в таком состоянии мы не можем улучшать и исправлять. Чтобы избавиться от печали, надо полюбить бога, тогда человек будет пребывать во благе, которое представляет собой совокупность всех благ и в котором заключается вся полнота радости и наслаждения.
Глава VIII. Об уважении, презрении и пр.
Самоудовлетворенность и смирение – хорошие качества, т.к. обладающий ими знает свое совершенство и несовершенство по их достоинству.
Самомнения и самоуничижения возникают из заблуждения. Они дурны и гибельны.
Самомнение побуждает браться за вещи, ведущие к гибели, как это наблюдается у всех, которые думали, что пользуются необычайной милостью бога, и погибли.
Глава IX. О надежде и страхе.
Если мы знаем о будущей вещи, что она хороша и что она может случиться, то это надежда; если мы полагаем, что могущая наступить вещь дурна, то возникает страх; если мы считаем, что вещь хороша и наступит с необходимостью, то в душе возникает покой, называемый уверенностью; когда мы считаем, что вещь дурна и наступит с необходимостью, то в душе возникает отчаяние.
Здесь также даются понятия нерешительности, смелости, отваги, соревнования, малодушия, боязливости, ревности.
Эти страсти не могут иметь места в совершенном человеке, так как предполагают вещи, к которым мы не должны привязываться ввиду их изменчивого характера.
Глава X. Об угрызениях совести и раскаянии
Угрызения совести происходят только от того, что мы делаем нечто, сомневаясь, хорошо оно или дурно, а раскаяние от того, что мы сделали нечто дурное. Они – род печали, и их надо избегать.
Глава XI. О насмешке и шутке. Насмешники проявляют дурной характер, так как осмеивают то, что не следует осмеивать; если оно заслуживает этого, то они обнаруживают в осмеянном несовершенство, которое они должны были бы исправить не насмешкой, а добрым словом.
Глава XII. О чести, стыде и бесстыдстве.
Честь и стыд не только бесполезны, но вредны и гибельны, поскольку они основаны на самолюбии и заблуждении, что человек является первой причиной своих действий и потому заслуживает похвалы и порицания.
Ими можно пользоваться лишь ради пользы людей или для ограничения своей свободы. Например, можно надеть хорошее платье, чтобы людей не отталкивать от своей мудрости.
Бесстыдство безобразно.
Глава XIII. О благосклонности, благодарности и неблагодарности. О скорби.
Благосклонность и благодарность в совершенном человеке не могут иметь места, т.к. совершенный человек помогает из необходимости (даже самому последнему безбожнику, если тот в несчастье).
Неблагодарность и бесстыдство – следствия жадности и себялюбия, они не могут быть в совершенном человеке.
Скорби (возникает при безвозвратных потерях) надо избегать, т.к. не должно прикрепляться к вещам, которые могут быть легко потеряны.
Глава XIV. О хорошем и дурном в страстях.
Только истинная вера и разум ведут к познанию добра и зла.
Без хороших страстей (любовь, желание и пр.) мы не можем существовать, и они как бы принадлежат нам существенно.
От дурных страстей надо освобождаться, т.к. только освободившись от них, можно стать человеком, которым должно быть.
Основание всего хорошего и дурного есть любовь, направленная на определенный объект. Любить можно только бога, любовь к остальным вещам вследствие их недолговечности рождает страсти.
Любовь к богу – пусть освобождения от страстей.
Глава XV. Об истинном и ложном
Истина и ложь – модусы мышления. Тот, кто обладает истиной, более совершенен по сравнению с тем, кто имеет ложное представление о предмете, т.к. истину изменить нельзя в силу неизменности сущности вещи, а значит в ней больше постоянства и сущности.
Истина есть бог.
Глава XVI. О воле Глава XVII. О различии между волей и желанием
Причина не свободна, она необходима, поэтому и воля (решение что-либо сделать) тоже несвободна. Воля лишь идея желания, модус мышления, а не реальное существо, и поэтому ей ничего не может быть создано. Воля - фикция.
Воля - стремление достигнуть чего-либо в виду блага или избежать чего-либо в виду зла, бывает добрая и злая.
Ни воля, ни желание не свободны.
Глава XVIII. О пользе предыдущего.
Человек как часть целой природы, от которой он зависит и которою он также управляется, сам по себе ничего не может делать для своего спасения и счастья.
Мы слуги, даже рабы бога, и наше высшее совершенство состоит в том, чтобы необходимо быть ими. Мы часть бога и способствуем исполнению его искусных замыслов.
Все, что мы совершаем, мы приписываем богу как первой и единственной причине всего.
Люди, обладающие большим совершенством, не гневаются на ближних, но помогают им, и совершают действия, направленные на общее благо.
Познание избавляет от страстей, которые представляют ад.
Мы не должны бояться бога, т.к. мы часть его.
Глава XIX. О нашем счастье. Глава XX. Подтверждение предыдущего.
Высшее счастье – любовь к богу. Если мы получим о боге хотя бы такое же ясное познание, какое имеем о нашем теле, то должны будем соединиться с ним еще ближе, чем с нашим телом, и как бы освободиться от тела.
Душа, соединяясь с телом, испытывает различные состояния, которые и являются причинами страстей. Страсти возникают из первого и второго рода познания.
Глава XXI. О разуме.
То, что внутри нас, имеет большую власть над нами, чем все внешнее. Поэтому разум способен уничтожить мнение из первого рода познания (понаслышке).
Глава XXII. Об истинном познании, возрождении и т.д.
К счастью может привести соединение с богом (четвертый род познания). Это состоянием автор называет состоянием возрождения.
Глава XXIII. О бессмертии души.
Душа бессмертна, т.к. она соединена с бессмертной субстанцией (богом); смертно лишь тело.
Глава XXIV. О любви Бога к человеку
Отвергается, что любовь человека к богу носит характер взаимности. Далее разъясняется, что такое божественные и человеческие законы: божественные законы – обязательны; человеческие – нет. Отрицает, что бог обнаруживается человеку посредством конечной вещи или знака (например, чудес), т.к. через конечное нельзя познать бесконечное. Бога можно познать только через его сущность и разум.
Глава XXV. О дьяволах.
Дьявол не существует, т.к. не может быть того, что лишено всякого совершенства.
Глава XXVI. Об истинной свободе
Причины, мешающие нам достигнуть совершенства, лежат в нас самих. Через чувственное наслаждение спасение невозможно. Без руководства разума все ведет к гибели, и мы тогда не можем иметь покоя и как бы живем вне своей стихии. Но разум бессилен без любви к богу и его руководства. Быть и оставаться связанным радостными узами любви к богу есть истинная свобода.
Суть истинной свободы заключается в следующем: 1) чем больше сущности имеет вещь, тем больше она имеет деятельности и тем меньше страдания: деятельная вещь действует посредством того, чем она обладает, а страдающая страдает от того, чего не имеет; 2) всякое страдание возникает не из внутренней, а из внешней причины; 3) все, что не производится внешней причиной, не имеет с ней ничего общего; 4) действие имманентной (внутренней) причины никогда не может погибнуть или измениться; 5) самая свободная причина, которая больше всего соответствует богу, это имманентная.
Из этих причин автор выводит положения:
Чем больше вещи по своей сущности соединены с богом, тем больше они имеют деятельности и тем меньше страдания, тем больше они свободны от изменения и гибели.
Истинный разум не может погибнуть, он вечен, т.к. причина его (бог) – вечен.
АКСИОМЫ
1. Субстанция по природе существует прежде всех своих видоизменений. 2. Различные вещи различаются реально или модально. 3. Вещи, различимые реально, или имеют различные атрибуты, как мышление и протяжение, или приписываются различным атрибутам, как разум и движение, из которых один относится к мышлению, а другой к протяжению. 4. Вещи, имеющие различные атрибуты, так же как относящиеся к различным атрибутам, не имеют между собой ничего общего. 5. То, что не имеет в себе ничего от другой вещи, не может также быть причиной существования этой другой вещи. 6. То, что является причиной самого себя, никогда не может ограничить себя. 7. То, чем вещи поддерживаются, по природе предшествует этим вещам.
ТЕОРЕМЫ
Теорема 1. Существует только одна субстанция. Теорема 2. Одна субстанция не может быть причиной существования другой субстанции. Теорема 3. Всякий атрибут, или субстанция, по своей природе бесконечен и в высшей степени совершенен в своем роде. Теорема 4. Субстанция существует в природе.
Королларий (побочная теорема) Природа познается сама через себя. Она состоит из бесконечных совершенных атрибутов; к сущности ее относится существование, и вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью бога.
Вывод: Все вышло из бога и все существует в боге. Бог – это имманентная (внутренняя), необходимая, первая, свободная причина мира. Бог обладает бесконечным количеством атрибутов. Атрибут – это существенное и необходимое свойство бога. Спиноза говорит о двух атрибутах – мыслящем и протяженном. Атрибуты порождают реальность, модусы. Модусы бывают конечными и бесконечными. Спиноза выделяет два бесконечных модуса: движение и мышление.
Истинного счастья можно достичь только через любовь к богу, соединившись с ним. Соединение с телом и временными вещами рождает страсти, от которых следует избавляться.
|
Конечный ум не может понять бесконечного!
Ничто не существует вне бога.
Свобода – в действии без принуждения.
Бог поддерживает все, и все стремится поддерживать себя.
Все, что находится в природе, совершенно.
Роды познания.
Добро и зло – понятия, созданные людьми.
Истинна только любовь в богу.
Будучи печальным, нельзя улучшать и исправлять.
Надежда и страх не м. иметь место в совершенном человеке, т.к. они предполагают привязанность, а ее быть не должно!
Раскаяния надо избегать?
Любить м. только бога; любовь к остальным вещам рождает страсти.
Воля несвободна!
Мы выполняем замыслы бога.
Страсти – ад!
Счастье – в любви к богу.
Через конечное нельзя познать бесконечное!
Дьявол не существует!
Разум бессилен без любви к богу!
|