Мышление и речь
Задачи:
Речь как средство общения.
Виды речи: внешняя и внутренняя.
Традиционно под речью в психологии рассматривают в контексте таких проблем, как речь и мышление, речь и общение.
Хотя речь связана с другими психическими явлениями, речь может рассматриваться отдельно в силу своей специфической особенности. Т.к. в общем перечне психических процессов речь выходит за пределы психики индивидуального субъекта и является процессом не индивидуально-психологическим, а социально-психологическим.
Речь и мыслительные процессы различаются по формам. Две основные формы речемыслительного процесса:
1-я форма – формирование и усвоение понятий, суждений, умозаключений.
2-я форма – решение проблем.
Вспомним, что такое понятие, суждение и умозаключение:
Понятие – это основной инструмент обобщения, в нем фиксируются основные устойчивые свойства, признаки разнообразных предметов и явлений. Понятия, связанные между собой, образуют матрицу понятий (или матрицу мышления) – понятийную сеть.
Суждение – некоторое высказывание мысли, которое либо что-то утверждает, либо что-то отрицает. М.б. истинными или ложными.
Умозаключение – суждение (новое), которое образуется на основе предшествующих суждений.
О решении проблем. Решение любой проблемы опирается на предыдущий опыт и ту информацию, которая хранится в долговременной памяти человека. В процессе решения задачи различают 4 основных этапа:
1)Понимание непонятности (решение проблемы). В чем здесь суть – должны увидеть вопрос, сформулировать задачу, сформулировать проблему, т.е. мы должны для себя определить проблему (понимание непонятного).
2)Перебор вариантов решения (на основе опыта мы перебираем какие-то решения и определяем вероятность какого-то решения). Вероятность зависит от опыта. Точность прогнозирования вероятности выбора того или иного варианта, к-во вариантов зависит от субъективного опыта человека.
3)Выдвигаем гипотезу. Проверка гипотезы. Сначала может быть несколько гипотез. Иногда проверка гипотез – это отдельный этап.
4)Ответ на вопрос, который мы ставили. (Выработка суждения, в котором мы что-то утверждаем или что-то отрицаем.)
Эти речемыслительные процессы ориентированы на использование речи – речи как процесса, сопровождающего процесс мышления. Речь еще выступает как средство общения (основное средство человеческого общения). Если обращаться к коммуникационным технологиям (социальным коммуникациям), то несмотря на то, что люди наряду с речью выработали еще другие коммуникативные технологии (невербальное общение, различные способы передачи информации, письменная речь), но, тем не менее, речь остается наиболее эффективным средством общения, наиболее эффективной коммуникативной технологией. Без речи человек не мог бы получать и передавать большое количество информации, в частности, информации, которая несет смысловую нагрузку, и не мог бы фиксировать то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила, явления). Без письменной речи мы не можем узнать то, что делали люди предыдущих поколений. Нельзя бы было передать опыт, мысли, чувства. Благодаря речи сознание человека не ограничено личностным опытом, а обогащено опытом других людей, причем в большей степени, чем обычные наблюдения или какие-то другие неречевые процессы познания.
Что же такое речь?
Речь делает возможным понимание сознания другого человека и воздействия на него. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого человека. Основная функция сознания – это отражение. Поэтому мы можем сказать, что язык выполняет функцию отражения бытия, но не только отражает, но и обозначает бытие. Речь обозначает отражение бытия.
Еще одна сторона речи выражается в ее представлении как деятельности общения посредством языка. Деятельность – общение. Речь и язык – средство этой деятельности. Точнее речь – форма существования сознания. Речь – средство общения между сознаниями.
Речь – это язык, который функционирует в контексте индивидуального сознания. В связи с этим наука психология отличается от языкознания. Языкознание изучает язык, а психология изучает чувства и мышление, которые выражены в форме речи. То, что зафиксировано в языке – обобщенные значения, приобретают в индивидуальном сознании человека форму речи. Речь отражает индивидуальные значения или смысл каких-то понятий, которые представлены в языке в виде обобщенных значений.
Допустим, есть понятие – любовь. Обобщенное понятие. Когда конкретный человек использует это понятие речи, то он отражает личное отношение к этому понятию, т.е. в нем отражены не только знания человека, но и личные переживания, которые проникают в сознание и представлены в единстве. Речь отражает индивидуальное сознание, а не общественное. В этом и отличие речи от языка (речь – явление индивидуальное, язык – явление общественное, хотя они связаны: индивидуальное опосредованно общественным, психология опосредована идеологией, так и речь обусловлена языком – только посредством форм языка человек м. выразить мысль).
Всякое слово имеет семантическое (смысловое) значение. Всякое слово обозначает либо предмет (качество, действие), которое оно обобщенно отражает. Т.е. обобщенное отражение предметного содержания и отражает слово. Значение – это не пассивное отражение, а отражение практических действий людей, отношений между людьми. Значение слово еще определяется через функцию предмета в системе человеческой деятельности. Значение любого слова – это познавательное отношение сознания к предмету, но через призму человеческого общения (через отношения, выраженные с помощью общения).
Итак, речь одна из наиболее универсальных форм общения, присущих только человеку (у животных нет речи).
В общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий выбирает слова, подбирает правила грамматики, произносит через органы речи. Слушающий воспринимает. Главное, чтобы были одинаковые правила передачи мысли. Тезаурус – отражает словарный запас человека, а в общем – правила передачи мысли. Поэтому, если мы не имеем общих правил, то и общение с помощью речи будет не эффективно. Мы можем передать информаци и неречевыми (невербальными) формами, но это уже будет узкое общение.
Различаются две формы речи:
1)Внешняя;
2)Внутренняя.
Что такое внешняя речь?
Внешняя речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, или знаков, или символов для передачи информации (по сути – материализация мысли). Внешней речи присущи такие явления, как жаргон и интонация. Жаргон – это стилистическая особенность речи (фразеологические, лексические) какой-то социальной узкой группы или профессиональной группы. Интонация – это изменение каких-то элементов (темп, тембр, ритм, акцентный строй), которые образуют фонетический строй речи для того, чтобы эмоционально окрасить речь. Мы помним, что интонация – это один из пед. инструментов. Просодика – это умение владеть речью, окрашивать ее эмоциональными элементами.
Внешняя речь служит общению, хотя человек может размышлять вслух. Но все-таки основное ее свойство – это общение (т.е. доступность слуху и зрению других людей – это основной принцип внешней речи). В зависимости от того, употребляются ли в речи устные или письменные знаки, различают речь устную и письменную.
Итак, устная речь и письменная речь обладают рядом психологических особенностей. Они сильно различаются по своей сути. Устная речь – это речь, ориентированная на слушателя, т.е. непосредственно в рамках общения, которое протекает сейчас; направлена на то, чтобы вызвать реакцию слушателя и считать реакцию слушателя. Письменная речь тоже направлена на слушателя, но отсутствующего и непонятно когда прочитающего информацию (не ясна реакция слушателя).
Пишущий человек лишен возможности выражать какие-то эмоции. Он не может использовать интонацию, мимику, жесты. Считается, что письменная речь менее выразительная, чем устная речь. Кроме того, письменная речь более развернута, связана и обработана. При непосредственном общении в устной речи у человека мало времени на обработку информации, поэтому устная речь может быть и выразительной, но менее обработанной.
Можем посмотреть, как совершенствовал свои произведения. У него было несколько черновиков, он шел от одного черновика к другому (отлаживал речь). С устной речью такого сделать нельзя. Нет времени для обработки речи (как представить ее).
Письменная речь по определению более обработана, т.к. имеется время выразить свои мысли на письме. Устная речь более выразительная, чем письменная. Но именно в письменной речи закреплен опыт людей. Так передаются достижения науки и искусства.
Формы устной речи – монолог и диалог.
Диалог (диалогус – беседа, разговор) – это вид речи, который заключается в попеременном обмене знаковой информации, в т.ч. жестами, молчаниями, паузами, двух или более субъектов. Это непосредственное общение, заключающиеся в обмене репликами. Реплики - высказывания.
(*реплика коллекционного автомобиля – копия коллекционного автомобиля, но мы имеем в виду не то).*
Диалог отличается тем, что мы воздействуем друг на друга мимикой, жестами и т.д. Есть эмоциональный контакт. Диалог – это речь, которая поддерживается собеседниками. Направленность диалога определяется репликами его участников. Семинар – специально организованный диалог.
К диалоговой речи предъявляется меньше требований к построению, связанности речи, развернутости речи, чем к письменной или монологической речи. В диалоге собеседники в одинаковой ситуации. Они воспринимают какие-то факты и явления и легко их обсуждают. Часто собеседники понимают друг друга с полуслова – не требуется связного и развернутого построения речи.
Сейчас в ФГОС прописано, что ученики должны обладать умением выслушать, умением возразить, умением представить собственные мысли, умение поддерживать диалог. Это коммуникативные компетенции. Поэтому с ребенком нужно разговаривать чаще и больше.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении никак не связанное с речью собеседника. Это речь одного человека в течение длительного времени, излагающего свои мысли, или последовательное изложение одним лицом системы знаний.
Для монолога характерны следующие свойства:
1)Последовательность и доказательность;
2)Грамматически правильное оформление;
3)Выразительность голосовых средств.
Последовательность и доказательность обеспечивают связность мысли (излагаем мысли последовательно и доказательно - не может быть голословным утверждением). Монологическая речь излагает систему знаний.
Грамматически правильная – в отличие от разговорной речи и диалога она оформлена грамматически правильно.
*Если при монологе ориентируюсь на реакцию собеседника и он что-то показывает знаками, то это уже диалог. Монолог – это доклад. Здесь речь не связана с речью собеседника.*
*Лекция бывает открытой и закрытой формы. Иногда к лектору задают вопрос, и лектор отвечает – скрытый диалог (веду беседы с аудиторией). Содержание лекции все равно не меняется. *
*Лектор может задавать сам себе вопросы. Давайте подумаем и т.д. Это все равно монолог. *
Монолог – это речь, адресованная большому количеству людей. Один говорит, другие – слушают, не участвуют в разговоре. В Древней Греции учили ораторскому искусству. В Древней Греции человек мог ничего не знать, кроме ораторского искусства, и занимать довольно большие должности. Школы – коллегиумы.
К монологу относятся доклады, лекции, выступления на собрании. Монолог м.б. в устной и письменной форме. Основное – направленность на слушателя, не ждешь ответа. Задача – передать знания, оказать воздействие на слушателя.
Монологическая речь требует подготовки и планирования. Поэтому полезно выступать где-то, перед кем-то. Если есть возможность, значит надо выступать (навык очень важный публичных выступлений). Школьникам в новом ФГОСе нужно уметь представлять результаты своего труда. Поэтому умение грамотно построить монолог (грамотно) – это очень важно.
Важно умение устанавливать контакт с аудиторией (требует определенного напряжения). Диалог проще с точки зрения его реализации. В монологе мы еще должны следить за построением речи, за внутренним и внешнем содержанием речи. Монолог – это более сложная форма, чем диалог. Надо уметь подстраиваться под реакцию аудитории.
Письменная речь.
На этапе бесписьменной культуры люди выработали ряд знаков, которые позволяли расширить общение. Жесты, обряды, костюмы. Способы донести информацию. Тот же костюм участвует в диалоге. Ряд признаков узнаем по костюму и т.д. + Гадание, обряды, предзнаменования – это все формы социальной коммуникации, но знаковые. Архитектура тоже как способ коммуникации.
Письменная речь – это графически оформленная речь. Она лишена ситуативности, предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение грамотно изложить мысли, анализировать мысли, совершенствовать форму.
Разные функции у письменной речи и устной речи. Устная речь функционирует в ситуативном плане, письменная речь направлена на широкий круг людей (деловая, научная); это безличная речь.
Внутренняя речь – это речь про себя. Не выполняет функции общения, а обслуживает мыслительные процессы человека; лишена звукового оформления; нет коммуникативной функции. Она выглядит немножко по-другому: может быть краткой, неразвернутой, может иметь вид плана, набросков. С помощью внутренней речи мы обслуживаем мыслительные процессы, внутри себя можем проговаривать решение задачи. Внутренняя речь – не средство коммуникации и не имеет никакого оформления.