Фейербах «Предварительные тезисы к реформе философии»
Тайна теологии – в антропологии (т.к. Бог – совершенный образ человека, каким человек хотел бы стать); тайна спекулятивной философии (т.е. философия, отрешенная от опыта и наблюдения) – в спекулятивной теологии, которая реализует Бога, удаленного под влиянием страха и непонимания в потустороннее.
Пантеизм (отождествление Бога и мира) превращает самостоятельные существа политеизма в атрибуты одного существа. У Спинозы: мышление и протяженности – атрибуты Бога.
Пантеизм – отрицание теологии (богословия). Абсолют растворяется в той или иной определенной категории – так, абсолют, взятый как бытие, есть бытие. В спекулятивной философии абсолют (или бесконечное)– нечто неопределенное. С исторической точки зрения абсолют – первобытное нечто, полагаемое как акт. Гегель приравнял «логику» и теологию, у него одно явление существует и в абстрактном и в конкретном виде.
Теология раздваивает человека, чтобы потом его опять соединить; то же делает и Гегель. Нельзя разделять качество и ощущение, т.к. нет качества вне ощущения и ощущения без качества.
Абсолютный дух – это дух искусства, религии, философии, который существует не абстрактно, а через человеческие ощущения, душевный настрой, мышление; поэтому абсолютный дух неотделим от человека.
Искусство – доказательство того, что абсолютный дух конечен. Христианство не несет в себе принципа художественного и научного творчества. Только политеизм (идолопоклонство) – источник искусства и науки. Греки возвысились в искусстве, т.к. человек для них был образом божества. Христианам стало доступно искусство, когда они стали практически отрицать христианство – стали обожествлять женщину (Петрарка каялся по поводу стихов, где он обоготворил Лауру). В христианстве заложено противоречие между сознанием и истиной. Христос – и человек, и не человек, нечто двусмысленное. Искусство может изображать только истинное и недвусмысленное.
Философия абсолюта противоречива, т.к. она пытается извлечь конечное из бесконечного, но конечное – это отрицание бесконечного, а бесконечное – отрицание конечного.
В спекулятивной философии истинность бесконечного составляет конечное, т.к. все качества бога (могущество, мудрость и т.д.) реализуются в человеке. В абсолютной философии бесконечное существует как реальное, т.е. конечное есть бесконечное.
Задача подлинной философии – познание бесконечного в конечном. Начало философии не Бог, а конечное, определенное, т.к. мыслимому всегда предшествует действительное. Субъективный источник развития философии – чувства. Мышлению предшествует страдание.
Философия – это подлинный и универсальный опыт. Путь спекулятивной философии от абстрактного к конкретному – извращенный путь. Так не прийти к свободе духа. Человека делает свободным только созерцание вещей. Переход от идеального к реальному происходит только в практической философии.
Философия – познание того, что есть. Высший закон философии – познавать вещи такими, каковы они есть. Выраженное так, как оно есть, кажется поверхностным, а выраженное так, как оно не есть, - глубокомысленным. Признаки реальной философии – правдивость, простота, определенность.
Бытие нельзя отрывать от сознания, а сознание от бытия. Бытие – реальность сознания, а сознание – реальность бытия. Сознание – реальное единство духа и природы.
Пространство и время – формы бытия всего сущего. Только существование в пространстве и времени есть существование. Пространство и время – первые критерии практики. Развитие вне времени есть развитие без развития. Только развивающееся и раскрывающееся во времени существо есть истинное и реальное существо.
Пространство и время – формы проявления реального и бесконечного. Где нет границы, нет времени, нет нужды, там нет и качества, нет энергии, нет огня, нет любви. Что лишено потребностей, то не имеет потребности и в существовании. Существо без нужды – существо без почвы.
Важнейшие органы философии – голова (источник мышления) и сердца (отвечает за созерцание). Мышление – принцип системы, созерцание – жизненный принцип. Истинная философия объединяет мышление и созерцание.
Сердце порождает революции, голова – реформы; голова приводит вещи в порядок, сердце – в движение. Дух там, где движение, страсть. Сердце – антитеологическое начало в человеке. Сердце верует только в себя. Сердце отрицает различие между Богом и человеком, а теология его утверждает.
Не имеет разлада между головой и сердцем только антропотеизм, который есть сердце, возвещенное к уму; он осмысливает головой то, о чем сердце говорит своим языком.
Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие – субъект, мышление – предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления. Бытие существует потому, что небытие есть небытие, бессмыслица.
Сущность бытия – сущность природы. Созерцайте природу, созерцайте человека! И перед вашими глазами предстанут мистерии философии. Природа – основание человека.
Новая философия не есть абстрактное качество. Она есть сам мыслящий человек, природное существо, одаренное самосознанием и знающее себя как реальное тождество всех противоречий, всех активных и пассивных, духовных и чувственных, политических и социальных качеств.
Новая философия – отрицание как рационализма, так и мистицизма; как пантеизма, так и персонализма; как атеизма, так и теизма; она составляет единство всех этих противоположных истин, будучи абсолютно самостоятельной и подлинной истиной.
Язык – критерий того, на каком уровне находится человеческая культура. Божье есть название того, что для человека является величайшей силой, высочайшим существом, наивысшей мыслью.
Рассуждения о праве, о воле, о свободе, о личности помимо человека – это рассуждения без единства, без необходимости, без основания. Человек есть бытие свободы, бытие личности, бытие права.
В основе всех наук должна лежать природа. Философия должна вновь соединиться с естествознанием, а естествознание – с философией. Соединение философии с теологией является мезальянсом.
Христианство связало имя человека с именем божьим в названии богочеловека. Новая философия – правда христианства.
Вывод: Философия – познание того, что есть. Сущность бытия – сущность природы. Природа – основание человека. Новая философия не есть абстрактное качество; она - сам мыслящий человек, природное существо. Истинная философия объединяет мышление и созерцание, и человека делает свободным только созерцание вещей. Пространство и время – формы бытия всего сущего.
Тайна теологии заключена в антропологии. Бог – идеальная проекция человек, совершенный образ, каким человек хотел бы себя видеть.
|
Бог не только совершенный образ. А как же чудеса, совершенные Богом?
Правильно.
Понимание абсолюта в разных философских направлениях разное.
А как же слепые от рождения рассказывают о мире в красках?
Абсолютный дух неотделим от человека – это верно.
А как же кубизм?
Понятие об абсолюте противоречиво – это верно.
Материализм Фейербаха.
Человека делает свободным только созерцание вещей? – но как?
Так часто бывает.
Безусловно, сознание и бытие связаны.
Пространство и время – формы бытия всего сущего. Наверное.
Что лишено потребностей, то не имеет потребности и в существовании. Существо без нужды – существо без почвы. Очень красиво.
Правильно.
Антропотеизм – это сердце, возвещенное к уму. Очень красиво.
Материализм Фейербаха.
Может быть.
Человек – переплетение противоречий. Очень верно.
Каждое учение претендует на абсолютную истину.
Согласен.
Жизнеутверждающе.
Верно.
|