Сущность профессионального самовоспитания студента педагогического вуза
Самовоспитание - систематическая и целенаправленная деятельность личности, ориентированной на формирование и совершенствование положительных качеств и преодоления негативных. Самовоспитание связано со способностью человека к самоанализу и самооценке, умением контролировать свое поведение и деятельность, ставить перед собой значимые цели.
Профессиональное самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями выбранной профессии. Профессиональное самовоспитание учителя начинается с осознания разницы между представлением о себе как будущего профессионала и своими реальными возможностями. Мотив профессионального самовоспитания - несоответствие Я-реального и Я-идеального.
Возможность профессионального самовоспитания зависит от:
- наличия профессионального идеала;
- волевых качеств;
- мотивов выбора студентом педагогической профессии;
- морально-психологического климата в студенческой группе;
- стилей руководства и общения профессорско-преподавательского состава - учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала.
- фактора свободного времени - время необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы;
- организации и постоянного совершенствования учебной и самостоятельной работы студентов;
- участия в разнообразной внеучебной работе.
Основные направления самовоспитания студента пед. вуза:
1. Научиться управлять своим психическим состоянием, т.е. освоить средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, релаксации, а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.
2. Овладеть интегральным умением педагогически мыслить и действовать. Для этого следует развивать наблюдательность, воображение как основу предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Также будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
3. Научиться рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
4. Овладеть навыками самостоятельной работы. Надо учиться так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Основные направления профессионального самовоспитания учителя:
1) Профессиональное (предмет преподавания).
2) Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
3) Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
4) Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения).
5) Информационно-компьютерные технологии;
6) Охрана здоровья.
7) Правовое.
8) Эстетическое (гуманитарное).
9) Историческое.
10) Иностранные языки.
11) Политическое.
12) Интересы и хобби.
Значение профессионального самовоспитания студента педагогического вуза.
1. Повышение успеваемости студента; в будущем - качества преподавания предмета.
2. Развитие готовности к педагогическому творчеству.