Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Контрольные вопросы к теме "МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ"

Контрольные вопросы к теме "МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ"

 

  1. Перечислите виды мышления и речи.
    1. Виды мышления:

1.Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальные преобразования в процессе действий с предметом;

 

2.Наглядно-образное – опирается на представления и образы;

 

3.Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. .

 

  1. Виды речи:

1.Внешняя речь:

A.устная

a.диалог;

b.монолог.

B.письменная;

2.Внутренняя.

 

 

  1. Как связаны между собой мышление и речь?

 

Речемыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

  1. формирование и усвоение понятий, суждение, умозаключений;
  2. решение проблем.

1.

Понятия – важнейший инструмент обобщения. В них зафиксированы устойчивые свойства и признаки разнообразных предметов и явлений. Понятия образуют понятийную сеть. Понятийная сеть – «матрица» мышления.

 

Суждениое – мысль, высказывание, где что-либо утверждается или отрицается. Могут быть истинными или ложными.

 

Умозаключение – образование нового суждения на основе нескольких предшествующих суждений.

 

2.

Решение проблем опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. В процессе решения проблемы выделяют 4 этапа:

  1. «Понимание непонятности» - видение и формулированиое вопроса, проблемы, задачи.
  2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
  3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотезы и выбор одной.
  4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

 

 

  1. Какие виды речи выделяют?
    1. Внешняя речь:

1.устная

a.диалог;

b.монолог –

i.повествование;

ii.описание;

iii.рассуждение.

2.письменная;

  1. Внутренняя.

 

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи присущи жаргон, интонация. Внешняя речь служит общению. Ее основной признак – доступность восприятию других людей.

 

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой. Бывает в виде диалога или монолога.

 

Диалог – вид речь, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов.

 

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанное с речью собеседника. Для монолога характерны последовательность и доказательность, грамматически правильное оформление, выразительность. Монолог сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению. Выделяют три вида монолога: повествование, описание, рассуждение.

 

Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к отсутствующему читателю. Она менее выразительна, но более обработана.

 

Внутренняя речь – речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; это внутреннее проговаривание. Она не выполняет функции общения, а лишь обслуживает процесс мышления конкретного человека. Эта речь эллиптична (часто отсутствуют второстепенные члены предложения), отличается предикативностью (часто отсутствует подлежащее).

 

 

  1. Назовите фазы мыслительного процесса по Рубинштейну.

 

1. Более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы.

 

2. Решение проблемы. Решение задачи совершается различными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве теоретических посылок знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации.

 

3. Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе гипотез. Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. как предложения, порождает потребность в его проверке.

 

4. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе – к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается более или менее непосредственно в практику.

 

 

  1. Чем принципиально отличается внутренняя речь от внешней?

Внутренняя речь:

1. Не выполняет функции общения; это форма внутренней работы мысли.

2. Иная структура: эллиптична, предикативна; строится по типу конспекта.

3. Беззвучна.

 

  1. Какую роль речь играет в коммуникативном процессе?

Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

 

  1. Как развивается речь в процессе усвоения предметных понятий и терминов?

Речь обогащается новыми словами, обозначающими усвоенные предметные понятия и термины. А так как речь – это деятельность общения, то и общение в этом случае становится более насыщенным, интересным.

 

  1. Каким образом можно активизировать мыслительную и речевую деятельность в учебном процессе?

1. Повышение мотивации. При высокой мотивации школьник активно начинает изучать интересную проблему. В процессе работы развиваются и мышление, и речь.

2. Продуктивная деятельность. Например, подготовка проектов, исследовательская деятельность и др. творческие задания. Организация мероприятий, требующих от учащихся представления результатов работы.

3. Проведение уроков-дискуссий, уроков-конференций, требующих решения той или иной проблемы.

4. Интересные задания, интересное построение уроков. Например, с использованием средств ИКТ.

 

 

  1. Составьте карту понятий по теме «Речь». 

 

УУД - универсальные учебные действия

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.