Возрастные особенности развития детей
- Младший школьный возраст (6,6,5 – 10/11 лет)
Ведущий вид деятельности – это такой вид деятельности, внутри которого зарождаются новый психические функции и который позволяет ребенку подняться на следующую ступень развития. Это как поезд. Ведущий вид деятельности – локомотив. Внутри ведущего вида деятельности зарождаются новообразования и все те изменения, которые позволяют подняться на след. ступень развития.
Дошкольник: игра.
Школьник: учебная деятельность.
Центральные новообразования
1. Рефлексия. Почему ты плачешь – может ответить.
2. Способность составлять внутренний план действий (т.е. планировать действия)
3. Произвольность процессов. (не может встать и пойти домой)
Физиологические особенности.
1. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения в связи с активной работой вилочковой железы (период половой активности – щитовидка; ранняя юность – половые железы, надпочечники).
2. Быстро развиваются органы чувств.
3. Развитие крупных мышц.
4. Окостенение суставов. В 1 классе – не может писать более 10 минут (т.к. суставы мягкие). Формируется позвоночник – нужно следить за осанкой.
5. Растет физическая выносливость.
6. Активное развитие мозга – объем мозга увеличивается. К концу этого периода вес мозга достигает веса взрослого человека. Это провоцирует учебная деятельность.
7. Пик работоспособности – вторник. Среда – меньше. Четверг – спад. Пятница – чуть повышается работоспособность, что связано с концом недели.
По времени суток.
10 – 11 – самая высокая работоспособность; 15.00 – наибольший спад; 17.00 – подъем работоспособности, нужно сажать за д/з; 20.00 – 21.00 – спад. Дальше для взрослых: 24.00 – подъем. 4 утра – все бесполезно, самый большой спад, в это время много смертей во сне, много вызовов скорой.
Психические особенности
- Восприятие – стихийное. Показываем репродукцию и спрашиваем, что вы видите: лошадь, телега. Более старший ребенок скажет: раннюю весну.
- Память. Виды памяти: долговременная/кратковременная, наглядно-образная/связанная с абстрактным мышлением. У детей память наглядно-образная. Т.е. на слух дети ничего не запомнят. Преобладает дословное запоминание, без анализа.
- Внимание – неустойчивое, непроизвольное (т.е. долго не могут концентрироваться, нужно менять виды деятельности).
- Мышление. Дитя мыслит образно, а не понятиями. Мышление конкретно. Ребенок должен потрогать, нарисовать, чтобы понять. Только начинает развиваться теоретическое мышление.
- Воля. Общий недостаток воли, воля слаборазвита. Дети не умеют контролировать свое поведение. Первоклассники всегда забывают класть все нужное в портфель. Общий недостаток воли детей мы компенсируем стимуляцией, мотивацией взрослых. Нужно помогать ребенку. Детям интересна короткая деятельность с результатом. Тогда они мотивированы в этом виде деятельности.
- Речь. Возрастает словарный запас. Структура, грамматика, лексический строй (ответы полными предложения) усложняются. Т.е. идет активное развитие речи.
Психологические особенности.
- В эмоциональном плане – это период максимального благополучия. У детей всегда хорошее настроение.
- Дети подвижны, активны.
- Кризис 7 лет связан с личностными особенностями – меняется социальная позиция (перестраиваются взаимоотношения – его меньше ласкают, меньше читают книги). Дети часто обижаются на взрослых. Говоря, что когда умру, тогда будешь плакать.
Личностные особенности.
- Меняется жизненная позиция. Раньше был ребенок, а теперь он ученик. Изменяется социальный статус.
- Меняются авторитеты. Учитель начальных классов часто имеет больше авторитет, чем родители. Не играет с дошкольниками – мол, мелюзга. Но авторитет взрослых априорный, т.е. учителю не надо зарабатывать авторитет.
- Межличностные отношения. Дружеские связи менее устойчивы, чем в более старшие периоды. Дружеские связи основаны на случайных вещах – в одном классе, за одной партой сидим, в одном подъезде живем. Четвероклассники уже могут отстаивать свое право на дружбу, если не рекомендуешь дружить с кем-то.
Если учитель выделяет, то все ученики хотят дружить с этим человеком. Отношение учителя к детям транслируется на отношения детей между собой. Поэтому нельзя допускать никаких негативных установок на конкретных учеников.
- Изменяются мотивы учебной деятельности. Ребенок поднимает руку, чтобы заработать оценку, чтобы обратила внимание учительница. Но постепенно мотивы переходят в сторону познавательных интересов, любознательности.
Рекомендации по воспитанию
- Развивать самостоятельность, в том числе учебные умения и навыки.
- Делать упор на нравственное воспитание, т.е. развивать понятия о добре и зле.
- Обращать внимание на скрытые резервы развития.
- Следить за соразмерностью мебели, т.к. в этот период формируется позвоночник.
- Учение должно чередоваться с отдыхом. Нужно часто менять виды деятельности. Д.б. физкультминутки. Физкультминутки могут развивать детей, гармонизировать два полушария.
- При обучении опираться на конкретные предметы и факты, использовать различные виды наглядности и игровые элементы. Наилучшее обучение – это обучение в деятельности для этого возраста.
Нужно прямо вместе с детьми собрать портфель. Тогда ребенок все запомнит.
Т.е. сделать для детей – значит понять.
- Постоянный контроль со стороны учителя и родителей, т.к. у детей слабо развита воля.
Для чего возраст сензитивен
- Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Главное – не отбить желания учиться.
- Воспитание привычек нравственного поведения, т.е. нравственное поведение формируется именно в этот период. В подростковом периоде – это уже поздно, т.к. в подростковом периоде взрослый уже не авторитет. Для младших детей взрослый – авторитет.
В дошкольном периоде это происходит не так активно. В младшем школьном возрасте появляется рефлексия – ребенок может проанализировать собственное поведение, поведение других. У более младших детей таких способностей нет.
3. Формирование учебных умений и навыков. Именно в этот период надо научить ребенка учиться. Иначе рухнет вся средняя школа.
4. Развивать любознательность. Если не будет развита любознательность, в средней школе будет трудно. Любознательность надо уже начинать развивать в возрасте 4 лет – это возраст почемучек.
- Подростковый возраст (10/11 – 14/15, т.к. по-разному взрослеют девочки и мальчики)
Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками.
Центральное новообразование – чувство взрослости появляется, т.е. представляет себя как взрослый и старается вести себя как взрослый.
Физиологические особенности
- Бурный и неравномерный рост организма. В одном классе могут сидеть и юноши, и мальчики, и девушки, и девочки.
- Рост скелета. За бурным ростом не успевает вегето-сосудистая система. Обостряются сердечнососудистые заболевания, появляется юношеская гипертония.
- Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Реакция на слабый раздражитель более сильная, чем на сильный. Следовательно, бесполезно кричать. Это связано с повышенной функцией щитовидки. (К 5 классу все стабилизируется, а у подростков опять начинается неуравновешенность).
- Мальчики развиваются медленнее девочек.
- Отношение к физкультуре: у девочек интерес к физической нагрузке снижается, а у мальчиков – наоборот. У девочек выносливость снижается, а у мальчиков – постепенно возрастает сила, выносливость, интерес к физ-ре возрастает.
Психологические особенности.
- Хорошо развито абстрактное мышление.
- Воля импульсивна. Загорелся – могу горы своротить, в следующую минуты – ничего не хочу делать.
- Самоуверенность и повышенное требование к другим сочетается с некоторой неуверенностью в себе и повышенным к себе вниманием.
- Речь развивается.
- Память произвольная, хорошо развитая.
- Восприятие целенаправленное.
- Появляется критичность мышления. Если младшие дети принимают на веру все, то подростки могут поспорить. Без критичности мышления невозможно сформировать творческое мышление.
- Самооценка становится более адекватной.
Для чего возраст сензитивен
- 5-6 класс – хотят ходить в разные кружки. Жажда познания сильна. Это утихает к середине подросткового периода. Младший подростковый период – это оптимальное время для развития познавательных интересов по всем показателям – и в школе на уроках, и во внеклассной работе.
Личностные особенности
- Это кризисный период, т.к. это наиболее сложный период. В этот период трудное общение с родителями.