Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Возрастные особенности развития детей

Возрастные особенности развития детей

 

  1. Младший школьный возраст (6,6,5 – 10/11 лет)

 

Ведущий вид деятельности – это такой вид деятельности, внутри которого зарождаются новый психические функции и который позволяет ребенку подняться на следующую ступень развития. Это как поезд. Ведущий вид деятельности – локомотив. Внутри ведущего вида деятельности зарождаются новообразования и все те изменения, которые позволяют подняться на след. ступень развития.

 

Дошкольник: игра.

Школьник: учебная деятельность.

 

Центральные новообразования

1. Рефлексия. Почему ты плачешь – может ответить.

2. Способность составлять внутренний план действий (т.е. планировать действия)

3. Произвольность процессов. (не может встать и пойти домой)

 

Физиологические особенности.

1. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения в связи с активной работой вилочковой железы (период половой активности – щитовидка; ранняя юность – половые железы, надпочечники).

2. Быстро развиваются органы чувств.

3. Развитие крупных мышц.

4. Окостенение суставов. В 1 классе – не может писать более 10 минут (т.к. суставы мягкие). Формируется позвоночник – нужно следить за осанкой.

5. Растет физическая выносливость.

6. Активное развитие мозга – объем мозга увеличивается. К концу этого периода вес мозга достигает веса взрослого человека. Это провоцирует учебная деятельность.

7. Пик работоспособности – вторник. Среда – меньше. Четверг – спад. Пятница – чуть повышается работоспособность, что связано с концом недели.

 

По времени суток.

10 – 11 – самая высокая работоспособность; 15.00 – наибольший спад; 17.00 – подъем работоспособности, нужно сажать за д/з; 20.00 – 21.00 – спад. Дальше для взрослых: 24.00 – подъем. 4 утра – все бесполезно, самый большой спад, в это время много смертей во сне, много вызовов скорой.

 

 

Психические особенности

  1. Восприятие – стихийное. Показываем репродукцию и спрашиваем, что вы видите: лошадь, телега. Более старший ребенок скажет: раннюю весну.
  2. Память. Виды памяти: долговременная/кратковременная, наглядно-образная/связанная с абстрактным мышлением. У детей память наглядно-образная. Т.е. на слух дети ничего не запомнят. Преобладает дословное запоминание, без анализа.
  3. Внимание – неустойчивое, непроизвольное (т.е. долго не могут концентрироваться, нужно менять виды деятельности).
  4. Мышление. Дитя мыслит образно, а не понятиями. Мышление конкретно. Ребенок должен потрогать, нарисовать, чтобы понять. Только начинает развиваться теоретическое мышление.
  5. Воля. Общий недостаток воли, воля слаборазвита. Дети не умеют контролировать свое поведение. Первоклассники всегда забывают класть все нужное в портфель. Общий недостаток воли детей мы компенсируем стимуляцией, мотивацией взрослых. Нужно помогать ребенку. Детям интересна короткая деятельность с результатом. Тогда они мотивированы в этом виде деятельности.
  6. Речь. Возрастает словарный запас. Структура, грамматика, лексический строй (ответы полными предложения) усложняются. Т.е. идет активное развитие речи.

 

Психологические особенности.

  1. В эмоциональном плане – это период максимального благополучия. У детей всегда хорошее настроение.
  2. Дети подвижны, активны.
  3. Кризис 7 лет связан с личностными особенностями – меняется социальная позиция (перестраиваются взаимоотношения – его меньше ласкают, меньше читают книги). Дети часто обижаются на взрослых. Говоря, что когда умру, тогда будешь плакать.

 

Личностные особенности.

  1. Меняется жизненная позиция. Раньше был ребенок, а теперь он ученик. Изменяется социальный статус.
  2. Меняются авторитеты. Учитель начальных классов часто имеет больше авторитет, чем родители. Не играет с дошкольниками – мол, мелюзга. Но авторитет взрослых априорный, т.е. учителю не надо зарабатывать авторитет.
  3. Межличностные отношения. Дружеские связи менее устойчивы, чем в более старшие периоды. Дружеские связи основаны на случайных вещах – в одном классе, за одной партой сидим, в одном подъезде живем. Четвероклассники уже могут отстаивать свое право на дружбу, если не рекомендуешь дружить с кем-то.

 

Если учитель выделяет, то все ученики хотят дружить с этим человеком. Отношение учителя к детям транслируется на отношения детей между собой. Поэтому нельзя допускать никаких негативных установок на конкретных учеников.

 

  1. Изменяются мотивы учебной деятельности. Ребенок поднимает руку, чтобы заработать оценку, чтобы обратила внимание учительница. Но постепенно мотивы переходят в сторону познавательных интересов, любознательности.

 

 

Рекомендации по воспитанию

  1. Развивать самостоятельность, в том числе учебные умения и навыки.
  2. Делать упор на нравственное воспитание, т.е. развивать понятия о добре и зле.
  3. Обращать внимание на скрытые резервы развития.
  4. Следить за соразмерностью мебели, т.к. в этот период формируется позвоночник.
  5. Учение должно чередоваться с отдыхом. Нужно часто менять виды деятельности. Д.б. физкультминутки. Физкультминутки могут развивать детей, гармонизировать два полушария.
  6. При обучении опираться на конкретные предметы и факты, использовать различные виды наглядности и игровые элементы. Наилучшее обучение – это обучение в деятельности для этого возраста.

 

Нужно прямо вместе с детьми собрать портфель. Тогда ребенок все запомнит.

Т.е. сделать для детей – значит понять.

 

  1. Постоянный контроль со стороны учителя и родителей, т.к. у детей слабо развита воля.

 

 

Для чего возраст сензитивен

  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Главное – не отбить желания учиться.
  2. Воспитание привычек нравственного поведения, т.е. нравственное поведение формируется именно в этот период. В подростковом периоде – это уже поздно, т.к. в подростковом периоде взрослый уже не авторитет. Для младших детей взрослый – авторитет.

 

В дошкольном периоде это происходит не так активно. В младшем школьном возрасте появляется рефлексия – ребенок может проанализировать собственное поведение, поведение других. У более младших детей таких способностей нет.

 

3. Формирование учебных умений и навыков. Именно в этот период надо научить ребенка учиться. Иначе рухнет вся средняя школа.

 

4. Развивать любознательность. Если не будет развита любознательность, в средней школе будет трудно. Любознательность надо уже начинать развивать в возрасте 4 лет – это возраст почемучек.

 

 

  1. Подростковый возраст (10/11 – 14/15, т.к. по-разному взрослеют девочки и мальчики)

 

Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками.

 

Центральное новообразование – чувство взрослости появляется, т.е. представляет себя как взрослый и старается вести себя как взрослый.

 

Физиологические особенности

  1. Бурный и неравномерный рост организма. В одном классе могут сидеть и юноши, и мальчики, и девушки, и девочки.
  2. Рост скелета. За бурным ростом не успевает вегето-сосудистая система. Обостряются сердечнососудистые заболевания, появляется юношеская гипертония.
  3. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Реакция на слабый раздражитель более сильная, чем на сильный. Следовательно, бесполезно кричать. Это связано с повышенной функцией щитовидки. (К 5 классу все стабилизируется, а у подростков опять начинается неуравновешенность).
  4. Мальчики развиваются медленнее девочек.
  5. Отношение к физкультуре: у девочек интерес к физической нагрузке снижается, а у мальчиков – наоборот. У девочек выносливость снижается, а у мальчиков – постепенно возрастает сила, выносливость, интерес к физ-ре возрастает.

 

 

Психологические особенности.

  1. Хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Воля импульсивна. Загорелся – могу горы своротить, в следующую минуты – ничего не хочу делать.
  3. Самоуверенность и повышенное требование к другим сочетается с некоторой неуверенностью в себе и повышенным к себе вниманием.
  4. Речь развивается.
  5. Память произвольная, хорошо развитая.
  6. Восприятие целенаправленное.
  7. Появляется критичность мышления. Если младшие дети принимают на веру все, то подростки могут поспорить. Без критичности мышления невозможно сформировать творческое мышление.
  8. Самооценка становится более адекватной.

 

Для чего возраст сензитивен

  1. 5-6 класс – хотят ходить в разные кружки. Жажда познания сильна. Это утихает к середине подросткового периода. Младший подростковый период – это оптимальное время для развития познавательных интересов по всем показателям – и в школе на уроках, и во внеклассной работе.

 

 

Личностные особенности

  1. Это кризисный период, т.к. это наиболее сложный период. В этот период трудное общение с родителями. 
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.