Дать определение самостоятельно учебной работы, охарактеризовать организацию самостоятельной деятельности учащихся по информатике.
Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5.
В целом работа на уроке информатики носит практический характер. Это может быть лабораторная работа или индивидуальный практикум. В случае лабораторной работы учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными. средствами. Здесь есть возможность индивидуализации обучения – например, по каждой теме разработать многоуровневые задания (базовый, оптимальный и расширенный уровни). Программные средства могут использоваться в разных дидактических целях: освоение нового материала (в случае обучающей программы), закрепление материала (с помощью программы – тренажера), проверка усвоения знаний (тест).
Еще одна форма организации самостоятельной работы – индивидуальный практикум. Учащиеся получают индивидуальные задания от учителя на 1 – 2 и более уроков. Цель задания, как правило, отработка ЗУН по целому разделу. Учащиеся работают с интернетом, книгами, различными программами. Это форма является переходной к внеурочной деятельности.
Один из вариантов организации самостоятельной работы на уроке информации – проектная деятельность. Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный – формулируются тема и цели проекта.
2.Планирование – определяются источники и способы сбора, анализа и представления информации, устанавливаются критерии оценки результатов, распределяются обязанности.
3.Исследовательский – осуществляется сбор и анализ информации, оформление результатов.
4.Отчет-представление результатов исследования. Возможны различные формы отчета: устный, письменный, с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий.
5.Оценка результатов.
Проекты позволяют развить интерес учащихся к предмету, развить навыки исследовательской работы.