Функции классного руководителя
- Аналитическая
(изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ развития классного коллектива, анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка, оценка уровня воспитанности каждого ребенка)
- Организационно-педагогическая
(установление связей с семьями учащихся, организация индивидуальной деятельности учащихся, организация взаимодействия классного коллектива с внешкольными организациями)
- Коммуникативная
(урегулирование межличностных отношений между учащимися, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, создание общего благоприятного психологического климата в коллективе)
Функции классного руководителя по работе с родителями
- Психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры (например, рассказ об особенностях подросткового периода, лектории, вечера, индивидуальные беседы).
- Методическая функции, т.е. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе. Это нужно для того, чтобы выработать единые требование.
- Организация коллектива родителей. У хорошего классного руководителя все делают родителя – организуют экскурсии, проводят беседы, походы.
- Консультирование родителей по вопросам воспитания в семье и корректировка воспитательной системы в семьях (по необходимости). Если только наказания, надо сказать, что так нельзя. Если, наоборот, не наказывают, тоже нужно сказать все.
Формы и методы работы
- Традиционные (род. собрания - общеклассные и общешкольные, индивидуальные консультации, посещения на дому)
- Нетрадиционные методы (тематические консультации, родительские чтения, родительские тренинги)
Например. Тема родительского тренинга: «Умение общаться с ребенком – техника выслушивания». Надо заставить его говорить много, выплеснуть эмоции, а потом решить проблему на рациональном уровне. Надо: ты плачешь, тебя обидели. Ребенок рассказывает. Далее – решаем проблему.
Тема: «Физические наказания». Интересно, когда присутствуют папы.
Круглые столы. Тема: «Наиболее удачные методы и приемы воспитания ваших детей». Начинает родительский комитет.
Посещения на дому. Дает очень много информации. 1) Не приходить без предупреждения; 2) Объяснить цели поседения. Благовидные цели: заполнить журнал, дать задание (если ребенок часто болеет).
Ошибки при поседении: беседа в коридоре, без предупреждения. Надо спросить: где можно раздеться. Беседа не должна быть долгой – 10 минут. Как себя вести – беседовать в присутствии ребенка или нет (это будет зависеть от тематики). Если ребенок рядом, надо быть очень тактичным. Если без детей – родители потом могут все ребенку передать не так.
Родительские собрания – см. подготовку.
Деньги с родителей брать нельзя – на ремонт школы и т.д. Но: если школьный совет не выделяет, можно собрать деньги на пластиковые окна. Но если родитель не может внести деньги, никто не может с него ничего потребовать.
Нельзя на родительских собраниях:
- Читать плохо успевающих. Нельзя сравнивать детей и обсуждать это гласно. Главное – это анонимность. «В нашем классе упала успеваемость».
- Нельзя начинать с негатива.
Изобретательный, если такие шалости. Но это возникает некоторые проблемы. Далее – факты.
- Щадить самолюбие родителей, с позиций укрепления авторитета родителей работать, беседовать с уважением. Уважать точку зрения родителей.
- Нельзя осуждать отсутствующих родителей.
- Нельзя избирать назидательный тон: должен, обязан. В функции классного руководителя не входит воспитание родителей.
- Периодичность – не реже 1 раза в четверть.
- Время собрания: В 19.00, но лучше в 18.50, т.к. это дисциплинирует, а круглая цифра предполагает отклонение на 15-20 минут.
- Нужно, чтобы дети встречали, говорили, где раздеться.
- Как рассадить – места своих учеников.
- Не приходят, т.к. родительские собрания не содержательны. Нужно представить план родительского собрания.
Анкета для первого родительского собрания
Нужно определить цель, что я хочу. Цель: узнать больше о ребенке.
1.
- Год рождения.
- Здоровье.
- Отношение к школе
- Любимые предметы.
- Отношения с первой учительницей.
- Отношения с первоклассниками.
- Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на … Лучше незаконченные предложения. Очень хороший вопрос. Здесь учитывается мнение родителей.
Не нужно: год рождения. Неприятные вопросы должны быть подготовлены.
Инструкции: данное исследование поможет сделать обучение более эффективным. Благодарим за анкеты.
Не надо начинать с образования, социального статуса и т.д. Так не надо. Главное – создать интерес к анкете.
Анкета не должна быть рассчитана более, чем на 15 минут.
Индивидуальные беседы с родителями.
Встречаем, располагаем, проблема, совместное решение.