Основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Отличие ЭОР от цифрового ресурса? Электронный образовательный ресурс нельзя распечатать без потери качества. ЭОР – это мультимедийный ресурс.
Отбираю ресурсы в папку на компьютере. Нужно проверить – соответствуют ли они требованиям к ЭОР.
Требования к ЭОР (см. схему ниже):
- Дидактические
- Полноценное обучение предмету: электронные учебники. Контроль – по какой-то теме (т.е. по части предмета).
- Принцип научности. Соблюдать современные методы познания, принятые в области. В математике, информатике – моделирование. Нужно реализовывать эти методы.
- Доступности обучения. Доступность сложности и глубины материала. Можно площадь вычислить при помощи интеграла, а можно по формуле. Нужно смотреть возраст, для которого предназначен ресурс. + у разных авторов разные определение à должно соответствовать тому, что давал сам ученикам; иначе нужно оговорить.
- Принцип проблемности обучения. Хорошо, когда ЭОР позволяет поставить перед ребятами проблему, которую необходимо решить. Математический конструктор позволяет это сделать.
- Принцип наглядности обучения. Использовать 3D-редакторы. Forex-программы для экономистов.
- Принцип сознательности обучения. Ребенок должен иметь возможность выбрать темп обучения, способ восприятия информации и т.д.
- Систематичность и последовательность обучения. Понятия д.б. изложены последовательно: не изучать умножение, пока не изучено сложение.
- Валидность контрольно-измерительных образовательных материалов. Это соответствие проверяемого материала изученному.
- Надежность. Выставленные баллы должны соответствовать показанным результатам.
Специфические дидактические требования к ЭОР:
- адаптивность – приспособляемость программного средства к индивидуальным особенностям учащегося. Например, когда обучающийся может выбрать свой темп обучения; содержание д. соответствовать индивидуальным параметрам обучающегося, которые он хочет реализовать – хочет слушает, хочет смотреть, хочет параллельно и слушать, и смотреть; ЭОР готов приспособиться к каждому учащемуся.
- интерактивное обучение – когда в ЭОР реализованы диалог и обратная связь.
- развитие интеллектуального потенциала. ЭОР дает доп. знания, развивает дополнительно мышление и т.д.
- полнота и непрерывность дидактического цикла обучения с программным средством – включает объяснение материала, отработку и контроль.
- Методические
- учет потребностей конкретной дисциплины. Мат. конструктор – не имеет смысла использовать этот ресурс на информатике. Можно – по теме моделирование, если класс физико-математического профиля. Если гуманитарного профиля – лучше составить модель какого-то события.
- использование современных методов обработки информации.
- д.б. реализована когнитивная иерархическая структура, если говорим о понятиях дисциплины. В конце многих книг приводятся цепочки понятий в той последовательности, в которой их следует излагать.
- д. присутствовать возможность выполнения контрольно-тренировочных действий. Д.б. реализована деятельность, связанная с выполнение практических заданий, по реализации контроля и самоконтроля обучающимся.
- Психологические – учет психических процессов.
- восприятие (зрительное и слуховое – это основа обучения).
- внимание. ЭОР д. концентрировать на себе внимание.
- мышление. Теоретически-понятийное – если говорим о базах знаний, о информационно-поисковых системах; практически-наглядное, наглядно-действенное.
- память. Д. активизировать память – например, на соответствие объектов. Теоретический материал + практические задания. Тесты, контрольные работы.
- воображение. Создание моделей, эксперименты.
- слова понятийного аппарата, которыми владеет учащийся (тезаурус). Изложение материала д. соответствовать возрастным характеристикам и тому, что было изучено. Нельзя оперировать непонятными словами, длинными фразами в младшей школе.
- развитие образного и логического мышления. Связано с представлением и поиском материала.
- Эргономические
- гуманное отношение к обучаемому;
- дружественный интерфейс – возможность использования подсказок, методические указания (если выполнили неправильно – перейдите к предыдущей лекции и т.д.).
- возможность выбора темпа, последовательности обучения;
- д. удовлетворять гигиеническим и санитарным нормам. Это также связано с ограничением времени работы на компьютере. Учебная деятельность – 15-30 минут на уроке.
- К документации
- Описание требований к системе;
- Методические рекомендации по использованию ЭОР: примеры заданий, для какого возраста и т.д.
- Эстетические
- соответствие эстетического оформления функциональному назначению. Для электронного учебника – слева д.б. иерархическая структура содержания; представление материала – возможность убрать лишние инструменты.
Упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды. Элементы д.б. хорошего качества. Черный фон стараться не использовать. Для фона лучше брать пастельные тона. Изображений лишних не добавлять – если изображение не имеет отношения к материалу. Расположение информации д.б. по всему полю (одну строчку расположить на весь слайд). Не надо текст на слайдах размещать – лишь основные моменты. На защите – тоже не надо. Иначе будет очень много вопросов.
Мы говорили про веб-конференции и вебинары.
Вебинар. Можно говорить не на аудиторию, а сидя перед камерой. Могут видеть одновременно большое количество участников вебинара. М. демонстрировать различные материалы – презентацию, программное обеспечение. Смысл в том, что есть взаимно обратная связь. Можно задавать вопросы. Один человек ведет.
Веб-конференции – участвуют много людей.
Отбор ЭОР и их применение в образовании