Закономерности воспитания
Закономерность – проявление существенной, необходимой внутренней связи между явлениями, обеспечивающей определенное их развитие. Т.е. это связь м/д пед. процессами и явлениями. Эта связь д.б. устойчивой, повторяющейся. Если эта связь 100%-ая, тогда можно говорить о законах. Но в педагогике законов мало. Если эта связь на 95 %, то это закономерность.
Важные закономерности:
Если рассматривать воспитание как социальное явление:
1. Воспитание зависит от социально-экономического, духовного и культурного уровня развития общества.
В историческом плане (по вертикали): меняется эпоха, меняется и воспитание.
По горизонтали: разные общества – разное воспитание. Воспитание в России и Афганистане.
2. Воспитание зависит от индивидуальных, возрастных и половых особенностей детей.
Возрастные особенности: начальные школы – смена видов труда и деятельности; старшие классы – лекции.
Половые особенности: различие в воспитании мальчиков и девочек в школе проявляется не сильно, но когда половые особенности учитываются, то воспитание становится более эффективным. Главное: недостаток мужского воспитания в школах.
Индивидуальные особенности: надо учитывать.
Показывает эта закономерность связь воспитания и развития. С одной стороны, мы опираемся на индивидуальные особенности детей, возрастные особенности, а с другой стороны, процесс воспитания влияет на уровень развития детей, т.е. стимулирует их переход к новому возрастному периоду, т.е. развитие.
3. Чем целесообразнее организована деятельность, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс.
Деятельность и общение – это факторы развития личности. Но не каждая деятельности, не каждое общение развивает. Деятельность д.б. активной, личностно значимой, внутренне принятой ребенком, чтобы происходило развитие личности. Учитывая это, можно сформулировать следующую закономерность:
4. Чем значительнее влияние воспитательного процесса опирается на внутреннюю сторону личности, тем значительнее его результат.
Иначе человек слушает вполуха, что-то делает свое.
Компоненты внутренней сферы личности: познавательная, мотивационная (внутренняя, связанная с интересом), эмоциональная, волевая. Если мы это затрагиваем, то эффективность повышается.
Эксперимент в медвузе: две группы; одной группе сказали, что материал начитываемый нужен для сдачи экзамена; другой группе – что материал будет нужен для практической деятельности. В первой группе остаточные знания составили 20 %, во второй группе – 100%. Т.е. была затронута внутренняя сфера личности.
5. Чем целенаправленнее процесс воспитания комплексно опирается на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, лежащие в основе их сознания и практический действий, тем эффективней совершается гармоничность развития детей.
Ребенка нельзя воспитывать по частям. Мы должны затрагивать все стороны личности – и двигательную сферу, и сенсорную сферу (развивать органы чувств). Только в этом случае обеспечивается гармоничное развитие ребенка, тем эффективнее процесс воспитания.
Обучение в вузе – нарушение закономерности. Вуз опирается только на вербальные методы обучения. Немного двигательные – записывается лекция. Но: часто запоминание лучше при записи.
Школа. Логопед – сенсорика зрительная, словесная идут в комплексе + физзарядка специальная.
Но: эти закономерности не применяются напрямую к отдельным ученикам или классу. Практики поэтому не знают о закономерностях воспитания; они больше говорят о принципах воспитания.