Откуда взялась этика, профессиональная этика и пед. этика.
По сути, элементы пед. этики появились сразу же, как начала развиваться пед. деятельность (с появлением первых школ возникают вопросы взаимоотношений между субъектами образовательного процесса). И раз это была античность, то элементы пед. этики можно найти в философских трактатах. Демокрит (необходимость сообразовывать воспитание с природой человека; нельзя ломать ребенка; надо использовать детскую любознательность); Платон (человек, который достаточно сурово относился к детям; воспитание идеального человека – необходимое условие идеального государства; нужно воспитывать детей в общественных учреждениях, как можно раньше изолируя их от дурного влияния взрослых; безукоризненный авторитет учителя; считалось нормой применение физического наказания); Аристотель; Квинтилиан - гуманистическая направленность; призывает учителя опираться на поощрение, здравый смысл, меньше использовать принуждение).
Эпоха средневековья. Как таковой профессиональной этики тогда не существовало. Господствовала религиозная этика. Было этично все, что соответствовало религиозной этике.
Эпоха возрождения. Здесь идеи эпохи античности и гуманистические взгляды получают свое второе рождение. Работы Монтеня и Каменского. Каменский говорил об искусстве легко и просто обучать… Задумывается, как процесс обучения сделать не трудным, не принудительным, но эффективным. Например, создать специальные учебные книги. Нужно учить ребенка согласно его природе, учитывать возрастные особенности, с опорой на наглядность. Все это проявляется у данного философа. Развитие идей у Локка.
В эпоху просвещения – Руссо, Песталоцци (обучение без принуждения; предоставления свободы выбора ребенку).
Немецкая педагогика. Дистервег. В его работах сформулированы четкие требования к учителю: любовь к детям, пед. оптимизм, в совершенстве владеть предметом и пр.
Качественно новый этап для развития этики – это 20-й век (гуманистическое воспитание, педоцентризм). Появляется уважение прав ребенка.
Советская педагогика (лучше про отечественную).
Константин Дмитриевич Ушинский. Ушинский был новатором. Потом чем-то он не понравился, его отослали на запад в командировку, чтобы он не лез со своими реформами. Он начал там изучать зарубежный опыт. В творчестве Ушинского усилен аспект нравственного составляющего. Является основой отечественной этики.
Есть диссертации по поводу вклада Каптерева в вопросы профессиональной этики.
2-я половина 20 века. Виток в развитии профессиональной этики. Сухомлинский: «Сердце отдаю детям» (главная работа). С работ Сухомлинского начинается развитие проф. этики как отдельной дисциплины. Пишут много серьезных трудов. Например, Чернокозов. Пишут учебное пособие по проф. этики. Вводят в пед. вузы в 50-е годы. Потом забыли. Мы первые, кому после 25-летнего перерыва это предмет возвратили.
Нравственные принципы взаимодействия с основными участниками образовательного процесса