Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Понятие закономерности, закона, принципа и правила обучения

Понятие закономерности, закона, принципа и  правила обучения

 

Определение:

Закон обучения выражает необходимые, существенные, устойчивые внутренние связи, отражающие функционирование и развитие процесса обучения.

(когда неоднократно доказан)

 

Определение:

Закономерность – выражение действия закона в конкретных условиях.

(например, связь, которая проявляется в 95 случаев из 100; если 100 из 100 - закон).

 

Закономерности обучения пытались вскрыть многие мыслители прошлого.

Так, по Платону: для эффективности обучения следует чередовать физические упражнения с умственными.

По Сократу: сократовские беседы, когда учитель не дает готовые знания, а знания получаются путем поиска. Т.е. знания надо родить, а не вкладывать в голову в виде истины.

 

Рубеж 19-20 вв. Закономерности у авторов сильно разнятся. Наиболее известные ученые-педагоги: Заквизенский, Бабацкий, Махмутов, Скалкин, Лернет (разработчики)

 

Примеры законов обучения:

1)Закон социальной обусловленности обучения – раскрывает влияние общественных отношений на все элементы обучения (цели, задачи, содержание, методы и т.д.)

2)Закон воспитывающего и развивающего обучения – соотношение овладения учеником ЗУН и всестороннего развития личности (обучение должно не только формировать ЗУН, но и оказывать воспитывающую функцию).

3)Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся – показывает взаимосвязь между соотношением способов организации обучения и результатами обучения.

4)Закон единства и целостности педагогического процесса – требует от нас гармонического единства рационального, эмоционального, содержательного, операционного, мотивационного компонентов в педагогическом процессе (мы не можем воспитывать или обучать ребенка по частям).

5)Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

6)Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

 

Если открыть Подласова, то там другая система законов. То, что мы написали, – устоявшаяся система.

 

Закономерности – проявление закона в конкретных условиях. Они отображают зависимость между деятельностью учителя, учащегося и содержание образования. У Подласова – более 100 закономерностей, со своей типологией.

 

Примеры закономерностей:

1)Форма организации обучения зависит от задач, содержания и методов обучения.

2)Процесс обучения зависит от реальных возможностей учащихся. Почему не закон? Бывает не так (например, дети прыгают выше головы или учатся ниже своих возможностей).

3)В подростковом возрасте школьная успеваемость ухудшается: в 11-15 лет она в среднем на 25 % ниже, чем в 6-10 лет или в 16-17.

4)Закономерности Фун Кубы – количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения. Неоднозначен. Какое количество повторений, что такое сильное влияние, какая зависимость. Все зависит от того, как повторять. Можно снизить мотивацию, если повторять одно и то же.

 

(по старому Подласову)

Законы или закономерности не работают однозначно (не прямого действия) в педагогическом процессе. Их нельзя применить к конкретному ученику или к конкретному уроку. Они находят свое отражение в принципах обучения.

 

Принципы обучения – это определенная система исходных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность (исходные требования, которые мы предъявляем к процессу обучения).

 

Как охарактеризовать принципы обучения? Они обладают свойством всеобщности (т.к. вытекают из закономерностей и законов), т.е. охватывают все аспекты учебно-воспитательного процесса (и содержание, и методы, и формы; не зависят от учебного заведения, уровня осуществления учебной работы – в вузе или в школе). Если не выполняются принципы, то эффективность обучения снижается, иначе – повышается.

 

С понятием принципа обучения связано понятие правило обучения. Правило не обладает свойством всеобщности. Правило обучения – это одна из сторон принципа; выражение принципа в конкретных условиях. По сути дела, правило обучения описывает типичные действия учителей в типичных условиях. На основе правил строятся те или иные дидактические рекомендации. Если интересно – взять старый учебник Подласова и посмотреть (принцип – 20-30 правил). 

 

Характеристика основных принципов обучения

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.