Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

«Великие педагоги прошлого и современности».

«Великие педагоги прошлого и современности»

 

  Мыслители, педагоги, внесшие значительный вклад в развитие педагогической мысли:

            Сократ, Платон, Аристотель, Т.Мор, Т.Кампанелла, Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоции,  Р. Декарт, Ж..-Ж. Руссо, Д.Локк, И.Гербарт, Г. Спенсер, Р.Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, Я.Корчак, П.П.Блонский, С.Т.Щацкий, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили.

Список персоналий может быть изменен. Необходимо представить деятельность выбранных педагогов так, чтобы у слушающих сложилось представление об их педагогических взглядах и вкладе в педагогическую науку. Приветствуются личные оценки, и, особенно, обращение к первоисточникам.

 

Желательно рассмотреть подробно на отдельном, а не этом  семинаре:

М.Монтессори (педагогическая система)

Р. Штайнер (Вольфдорская педагогика)

 

 

Демокрит

460 – 370 до н.э.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

 

Он отмечал необходимость родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит.

 

Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)

 

Софисты

 

Софисты расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную энциклопедию, которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени.

 

Первые софисты считали своим основным призванием преподавание риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.

 

Сократ

469 – 399 до н.э.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

 

Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

 

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. 

 

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

 

Платон

427 – 347 до н.э.

Согласно Платону, достижение знания и истины - мучительный труд избавления от привычных пут и  предрассудков.

 

Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к  «истинному бытию – неким бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.

 

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.

 

Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

 

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

 

Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) образования.

 

Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания.

 

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности

 

Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

 

Аристотель

 

Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля.

 

Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, которая нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной.

 

Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате  «Политика». Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако настаивал на необходимости государственного контроля за домашним воспитанием. Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство.

 

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику.

 

Марк Квинтилиан

35 – 96

Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении».

 

Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.

 

Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

 

Августин

 

354 – 430

 

Идеологи раннего христианства иначе, чем представители античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности.

 

Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии.

Эразм

Роттердамский,

 

 

Витторино де Фельтрэ,

 

Франсуа Рабле,

 

 

Мишель Монтень

1466 – 1536

 

 

1378 – 1446

 

1494 – 1553

 

1533 – 1592

Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца  педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана.

 

Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество.  Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

 

В своём главном труде Э.Роттердамский – «О  первоначальном воспитании детей» - заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. 

 

Франсуа Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.

 

Я.А. Коменский

1592 – 1670

Отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени.

 

Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

 

Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей.

 

Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей.

 

Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

 

У него человек – «микрокосм». Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Говорил о преимуществе классно – урочной системе. Ему педагогика обязана выделением из философии.

 

Джон Локк

1632 – 1704

В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

 

Ж.Ж. Руссо

1712 – 1778

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего.

 

Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.

 

Иоганн Генрих

Песталоцци

1746 – 1827

Он предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

 

И.Ф. Гербарт

1776 – 1841

«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

 

А. Дистервег

1790 – 1886

Работал в сфере народной массовой школы. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.

 

Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.

 

В.Г. Белинский,

 

А.И. Герцен,

 

 

Н.А. Добролюбов,

 

 

1811 – 1848

 

1812 – 1870

 

1836 – 1861

 

 

Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

 

Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать  развитие у народа чести, права и гражданства.

 

Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении  «естественных стремлений» человека.

Л.Н. Толстой,

Н.И. Пирогов

1828 – 1910

1810 – 1881

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное.  Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования.

 

Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

 

К.Д. Ушинский

1824 – 1871

Ушинский - основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования.

 

Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности.

 

Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук» (т.е. о человеке).

 

Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) доступность; 5) прочность.

 

Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

 

П.П. Блонский

1884 – 1941

Стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы  Блонского, предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

 

С.Т. Шацкий

1878 – 1934

Считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.

 

Н.К. Крупская

1869 – 1939

Являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, выступала за школу на родном языке.

 

Макаренко А.С.

1888 – 1939

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

 

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.