Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Планирование образовательного процесса

Планирование образовательного процесса 

 

Структура планирования:

  • Учебный план;
  • Тематическое планирование;
  • Поурочное планирование;
  • Конспект урока (не обязательный для всех учителей, но рекомендуемый для молодых педагогов).

 

Учебный план

Учебный план согласно ФГОС утверждается на пед. совете. Составляется каждым образовательным учреждением для себя. Т.е. в каждой школе свой уч. план. Он может различаться от школы к школе. Раньше было не так. Так стало только с введением ФГОС (с 2010 года). На самом деле работают все по-старому, по планам 2004 г. или 2008 г.  

 

Уч. план явл. составной частью ООП, представляет собой таблицу с перечнем учебных предметов с выделением количества недельных часов по классам с учетом норм САНПИНа.

Пример: 7-й класс – столько-то уч. дисциплин, но не более 35 часов.

Т.е. составляем такую таблицу и утверждаем на пед. совете. Учебный план дает однозначное понимание, сколько часов отводится на какую дисциплину.

 

ООН на каждую ступень свое: начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. На каждую ступень школьного образования делается свой учебный план, т.к. он составная часть ООП.

 

Тематическое планирование

В соответствии с уч. планом на каждый предмет делается тематическое планирование по схеме:

Тема

Количество часов

Основное содержание обучения (знания и способы деятельности).

 

Основные виды уч. деятельности

 

 

Это некоторые вопросы, которые изучаются в теме, понятийный аппарат.

 

 

Тематическое планирование строится из схемы:

Цели à (определяют) планируемые образовательные результаты à виды уч. деятельности à дидактические единицы (основное содержание) à раздел, тема курса.

 

Цели – это требования ФГОС.

Т.е. мы начинаем действовать от целей и приходим к разделу (т.е. от требований к разделу).

Раньше было так: темы выписали из учебника, количество часов проставили, основное содержание (вопросы, рассматриваемые в теме), виды учебной деятельности учебной деятельности, которые сформировали при изучении данной темы.

Таблица осталась от старой школы; сегодня требуется заполнять ее с заду наперед (т.е. от видов деятельности к теме). Раньше, когда мы шли от темы к основным видам учебной деятельности, то мы провели урок, а результаты получили, которые не согласуются требованиями стандарта. Кроме того, такой подход позволяет оценить, какая тема нужна, а какая – нет.

Например. У учителя в тематическом планировании тема: Проекты. Могут попросить обосновать. Не ответ – сегодня так модно. Надо отвечать так: эта тема будет обеспечивать с помощью таких-то единиц формирование вот таких видов учебной деятельности, которые реализуют такие-то образовательные результаты, ориентированные на такие-то требования ФГОС.

Если задают вопрос: Почему эта схема оказалась в тематическом планировании. А мы отвечаем: Эта тема с помощью таких то единиц будет реализовать такие виды уч. деятельности, которые реализуют планируемые образовательные результаты, которые реализуют требования ФГОС.

 

Но в тематическом планировании последовательность тем будет исходя из определенной идеи построения содержания школьного курса, которая близка преподавателю. Идея 1 – это раскрытие перехода от естественных инф. процессов к искусственным. Идея 2 – феномен, исследование, методы исследования феномена, применение. Феномен: - инф. процессы, моделирование, управление. Всего 3 блока. У каждого автора своя идея.

 

!Не бывает тематического планирования только для 5-го класса, пишется на ступень!

 

Поурочное планирование

Оно в зависимости от тематического планирования может быть на класс. Поурочное планирование пишу только для себя. Тематическое же обязательно утверждается пед. советом. Поурочное планирование – это своеобразная шпаргалка, что делать на каждом уроке.

 

Сегодня принимаются различные формы поурочного планирования, но наиболее полной является такая:

 

В виде таблицы с заголовками:

  • Тема урока;
  • Тип урока;
  • Дата, количество часов;
  • Материал для повторения (параграф или пометки);
  • Необходимые средства обучения;
  • Вид контроля на уроке;
  • Д.з.;
  • Дополнительная, внеклассная работа (для сильных детей).

 

Поурочное планирование – это конкретизация тематического планирования.

 

*Обязан представлять контролирующим органам тематическое планирование; поурочное планирование – представлять не обязан учитель контролирующим органам. Конспект урока – тоже личное дело, не утверждается официально. После вуза назначают преподавателя, который будет наставником. Этот наставник будет оказывать помощь через конспекты уроков.

 

/Если медленно говорить и показывать, то возникнут вопросы. На защите лучше говорить быстро и меньше показывать. Кто не понимает – скажут, красиво говорит./

 

 

Структура конспекта урока

 

1. Тема урока.

2. Цели урока – это личностные образовательные результаты по ФГОС: пара – личностных, пара – метапредметных, один - два предметных.

 

Пример:

Цели урока (планируемые образовательные результаты).

 

3. Описание места темы урока в изучаемом курсе.

4. Тип урока (урок повторения изученного материала, урок изучения нового материала, урок практики, комбинированный урок, урок контроли, урок обобщения и пр.)

5. Рекомендуемая литература по теме урока.

6. Методы обучения на уроке.

7. Необходимые аппаратные и программные средства информационных технологий.

8. Структура урока (перечисление основных этапов: проверка задания, объяснение нового материала, проверка упражнений и т.д.).

9. Опорные понятия и способы деятельности (это пункт - основное содержание из тематического планирования).

10. Формируемые знания и способы деятельности.

11. Типы самостоятельной работы учащихся (репродуктивные, продуктивные, творческие, при этом можно приводить примеры заданий).

12. Виды контроля учебных достижений (диагностический, текущий, тематический и итоговый контроль).

13. Домашнее задание.

14. Деятельность учителя и деятельность ученика по этапам (это маленькая табличка, 5 минут отвожу на такой-то этап, 10 минут решаю задачу, 10 минут объясняю материал, 10 минут провожу опрос, и что делают ученики в это время).

15. Полный конспект содержания уч. материала по теме урока. Типа реферата. Из интересных источников интересные факты по теме урока. Т.о., по теме пишем реферат страниц на 10. Может подойти ребенок, который знает больше, чем вы по теме. Конспект урока д.б. на 25 стр.

16. Полное описание решения задач, выполнение практических заданий на компьютере (дома прорешать сначала самостоятельно).

17. Индивидуальные задания повышенной трудности.

 

Рабочая программа

Основным документом планирования образовательного процесса является для учителя рабочая программа. Раб. программа пишется на ступень. Является одним из компонентов ООП (ООП сост. из уч. плана, раб. программ по уч. предметам, программы по развитию УУД, программы воспитания и социализации, программа проектировочной работы, программа коррекционной работы и т.д.).

Предлагается по ФГОС учителю разрабатывать раб. программу самостоятельно с учетом его личных методических предпочтений, а также возможностей контингента обучающихся. Сильная школа, сильный класс, поэтому программа может различаться.

 

Структура рабочей программы определена в требованиях ФГОСа как требования к структуре ООП.

 

1. Пояснительная записка (тут пишем о том, зачем изучаться будет информатика и пр., т.е. общие слова)

 

2. Общая характеристика учебного предмета (информатика изучает общие закономерности протекания инф. процессов в системах различной природы, а также методы и средства их автоматизации; эта фраза берется за основу; нельзя писать информатика – наука о компьютерах, т.е. не отражает современное понимание).

 

3. Идеология уч. курса (идея 1 или идея 2; здесь никто ничего не навязывает, т.к. программа строится из личных предпочтений).

 

4. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Т.е. мы говорим, что информатика может изучаться с 5-го по 9-й класс по 4 часа в неделю, у других может быть в 7, 8, 9 классах - по одному часу.

 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (это цели ФГОС - переписываем).

 

6. Содержание учебного предмета.

Очень кратко - темы уроков. Если все совсем плохо, то берем учебник и шпарим оттуда параграфы.

 

7. Тематическое планирование. См. выше – обязательно такая таблица. Бином продает готовые планирования без двух последних столбцом, это неправильно.

 

8. Описание учебно-методического (учебники, задачники, доп. лит-ра, источники инет) и материально-технического (нужны ли компы, интерактивная доска, смарт камера, пультики беспроводные для контроля) обеспечения обр. процесса (т.е. оснащение).

 

9. Планируемые образовательные результаты. Опять по ФГОС.

 

Рабочая программа будет строиться на основе примерных программ, которые должны пройти экспертизу и войти в государственную информационную базу (реестр). Пока не вошли такие программы в реестр – примерными они считаться не могут. На сегодня только решается вопрос по созданию экспертной комиссии, которая будет различные варианты программ принимать на экспертизу. Но сегодня уже в магазинах продается много книг с примерными программами. Их брать не надо. Это ерунда, просто обманывают учителей.

 

Например, проект примерной программы авторов Бешенков и другие. В ней отражены современные тенденции развития школьного курса информатики. Другие проекты – от издательства «Просвещение», от «Ассоциации учителей информатики» (никто не знает, где эта ассоциация; но текст как у Босовой в диссертации), Григорьев С.Г. и другие. На разработку примерной программы списывается много денег, и только ленивый не хочет оторвать кусок. Но все эти программы не совпадают с требованиями ФГОС по структуре.

 

Как проверить программу? Открыть четвертый пункт (где цели ФГОС) и сравнить с ФГОСом.

 

 

 

Тема: Организационные аспекты деятельности учителя информатики.

 

Компоненты профессиональной деятельности учителя информатики:

  • Гностический (познавательный).
  • Проектировочный (продумываем систему обучения – цели, задачи, содержание).
  • Конструктивный (это то, что было до этого момента в этой лекции).
  • Организационный (то, что будем рассматривать сейчас).

 

Характеристика основного понятийного аппарата школьного курса информатики – «Фундаментальное ядро».

 

Были отведены деньги на то, чтобы разработали фундаментальное ядро содержания общего образования. На сегодня это сделано не очень хорошо. Но в связи с тем, что в стандарте описаны только требования, а содержание не описано, учителя стоят перед серьезной проблемой.

Например. Развитие логического мышления. Не написано, каким содержанием это надо делать. Можно и кубик-рубик взять, или в шахматы поиграть на уроке математики.

            На парламентских слушаниях перед 1 мая был поставлен вопрос о создании нормативно-правового документа, который бы являлся для всех ядром (все основное).

 

Основной понятийный аппарат формулируется в таком документе, как фундаментальное ядро содержания образования по информатике. На сегодня существует пока только проект фундаментального ядра, который не носит характера нормативно-правового документа и даже рекомендательного от Министерства образования и науки (подвержен серьезной критике).

 

Структура документа «Фундаментального ядра»:

1. Пояснительная записка, в которой выделено современное понимание информатики как учебного предмета.

2. Основное содержание (пять разделов):

            2.1 Общие понятия (здесь указывается понятие информации, единицы ее измерения, виды инф. процессов, особенности процесса передачи информации и пр.).

            2.2 Ценность информации (способы представления информации, моделирование как метод познания).

            2.3 Математические понятия (основы построения алгоритмов).

            2.4 Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса (компьютер, его структура, ПО, сети).

            2.5 Информационные технологии – самый объемный раздел. Все, что связано с офисом, текстовым редактором, обработкой текстов, графики, электронными таблицами, базами данных и пр. Но этот раздел подвержен критике. Сегодня тенденция – усиление фундаментальности, теоретических основ. Самое главное – научить строить и исследовать модели, т.к. в жизни мы работаем в основном с моделями. Поэтому цель – научить детей работать с моделями и создавать модели. А тут кнопочные технологии - офис и пр. На моделировании внимание не сосредотачивается совсем.

 

Основные понятия современного школьного курса информатики

1. Информация (она в информационных процессах; т.е. информация и информационные модели отождествляются).

2. Информационная модель.

3. Управление (не во всех учебниках рассматривается как основное). Это идеология Бешенкова.

4. Иформационные технологии.

Можно привести, конечно, и другие понятия: алгоритм, программа, язык, сети; но эти – 4 основных.

 

Методика формирования этих понятий по ступеням.

Понятия формируются по спирали в связи с тем, что в информатике сильные внутрипредметные связи. Линейно сформировать понятия не получается, т.к. при формировании одного понятия задевается другое, которое потом надо уточнять. Таким образом, в начальной школе пропедевтический уровень (примитивно весь понятийный аппарат, на бытовом уровне); в основной школе – по уровням.

Например:

Основные понятия

Начальная школа

Основная школа

Средняя (старшая) школа

1

Информация

Информация как сведения об объектах окружающего мира.

Информация как сообщения в виде последовательности сигналов.

Информация как величина, обратно пропорциональная энтропии (или как снятая неопределенность, или как семантическое (смысловое) свойство материи).

2

Информационная модель

Модель как заменитель объектов в процессе общения, познания.

Модель как упрощенное подобие реального объекта.

Модель - описание объекта средствами некоторого языка с учетом поставленных целей.

 

Формирование понятий осуществляется по этапам с помощью задач:

  1. Мотивация.
  2. Этап определения понятия.
  3. Этап закрепления понятия.
  4. Этап использования понятия при решении разных проблем.

При этом на каждый этап существуют основные типы задач (задачи на усвоение, формулировку, на использование этого понятия и т.д.).

 

Основные принципы построения системы задач в курсе информатики.

Понятие задачи в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному, но в большинстве своем рассматривается как постановка цели решения некоторой проблемы.

Обобщая разные принципы, можно выделить такие, как:

  1. Представленная система задач должна соответствовать идеологии построения современного школьного курса информатики, ориентированной на усиление фундаментальности содержания образования.
  2. Перечень задач должен удовлетворять требованию системности, направленности на достижение в полной мере современных целей школьного курса информатики, развитие личностных ресурсов (мотивационных, операциональных и когнитивных), на получение планируемых образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные).
  3. Набор задач должен соответствовать требованию функциональной полноты содержания школьного курса информатики, т.е. реализации всех основных функций учебных задач в обучении информатике.
  4. В системе задач должна быть заложена возможность, с одной стороны, иерархичности (т.е. по вертикали) по уровню сложности (от простого к сложному), а с другой стороны - вариативности по одному уровню сложности.

Для школьного курса задач нужно использовать не просто перечень задач, а систему задач, которая будет обеспечивать изучение всего курса; в противном случае некоторые темы будут страдать (выпадать из усвоения) - виды учебной деятельности формируются только в деятельности, т.е. при решении задач.

 

Критерий отбора задач по информатике в систему задач:

1. Каждая задача должна оцениваться с точки зрения дидактических принципов (научности, доступности и пр.)

2. Задача должна быть ориентирована на раскрытие основных понятий и видов учебной деятельности (УД), осуществляемых в школьном курсе информатики.

3. При выполнении задачи должен предусматриваться развивающий характер, наличие проблемности с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

4. Выбор задачи должен осуществляться с учетом отражения универсального (межпредметного) характера информационной деятельности – включение задач из различных предметных отраслей, т.к. в классе могут быть дети с разными интересами.

5. Отбор задачи связан с продумыванием возможности проявления индивидуальных способностей, склонностей обучаемых, реализации их образовательных потребностей (встретил задачу интересную про спорт, есть в классе Петя, которому эта задача интересна, подключаю).

 

Классификация задач по когнитивному составу.

Согласно типологии Блума, можно уточнить классификацию так:

  1. Задачи на воспроизведение знаний.
  2. Задачи, требующие простых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).
  3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация и т.д.).
  4. Задачи, требующие для своего решения продуктивного мышления.
  5. Задачи на продуктивное мышление с порождением на его основе письменного или устного высказывания.

 

Домашняя работа.

Это важный этап, который обеспечивает закрепление полученных знаний и способов деятельности. Она должна соответствовать возрастным и физиологическим особенностям, требованиям САНПИНа. Хорошо использовать задачи на повышение познавательной мотивации. Есть специальная литература с занимательными задачами. 

 

Проверка и оценка учебных достижений школьников

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.