Информационные технологии в личностно-ориентированном образовании
Обучение д.б. ориентировано на развитие конкретной личности (личностно-ориентированное обучение) – творческих, интеллектуальных и др. способностей. Это реализуется за счет индивидуализации (нужно учитывать индивидуальные качества каждого человека) и дифференциации (делим класс на группы, проектная деятельность) обучения.
Принципы личностно-ориентированного обучения.
- Раскрытие творческих, интеллектуальных способностей.
Как это сделать? Как может помочь ИКТ?
Например, дать задание одним построить, а другим самим придумать.
Трудно представлять сечение фигур. Можно на компьютере представить, нарисовать.
Сайт создать, презентацию сделать, мультфильмы делать, придумать обложку к книжке.
Принципы использования ИКТ на уроках.
- Не навреди. Если можно обойтись, то не надо и использовать.
- Цель.
- Темп обучения.
Сегодня посмотрим 1С-репетитор.
2 раздела.
Ребенок может в своем темпе прослушать, просмотреть текст.
Можно выбрать траекторию обучения. Например, можно пропустить теорию, сразу решить контрольную. Можно выбрать уровень обучения.
- Социализация обучаемого и развитие коммуникативных способностей.
Проектная деятельность – подключить ребенка к какому-то этапу. Надо разобраться, чем увлекается человек.
*Учитель не психолог. Надо быть очень аккуратным с советами, чтобы потом не обвинили. Лишнего не говорить.*
- Максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение. По сложности, профилям, дистанционное обучение подключить.
Например, хочешь изучить программирование на более глубоком уровне. Можно общаться с учителем дистанционно.
Или: пропустил много по болезни. Что делать?
- Саморазвитие, самообучение, самообразование.
Сайт intuit – много ссылок на разные ресурсы (платные и бесплатные).
Aidos.ru – много дистанционных конкурсов проводят компании.
Кто такие дети с ограниченными возможностями?
Федеральный Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями.
Могут быть две проблемы: психологические и психические проблемы + физические недостатки.
- Проблемы с различными органами: опорно-двигательной системы, зрение, слух…
- Хронические заболевания.
- Психические проблемы:
Гиперактивные
Эмоциональная система
Аутизм (развитие мозга), даун
Проблема с речью
Если, напр., у ребенка проблемы со зрением. Как может помочь ИКТ?
1) Плохо видит
Им легко работать с объектами (например, перетащить, перелистать и т.д.)
Набрать на большой клавиатуре.
Для не видящих есть спец. клавиатуры
Голосовые команды
2) Не видит
Но слышать может…
Слабослышащие
Если есть интерактивная доска – можно показать материал (чем больше, тем лучше)
Опорно-двигательные проблемы: медленно пишут, медленно двигаются.
Есть специальные приспособления (на голову); проблема с пальцами – сенсорные технологии (планшетники).
Психическое здоровье детей
С эмоциональными вещами – не понятно
Аутизм. Если наход. в соц. сетях, то это приводит к аутизму. Нужно быть аккуратным с большим количеством компьютеров.
Хронические заболевания
Дистанционное обучение, онлайн обучение; может увидеть эксперименты, которые показывает учитель.
Разработка ментальных карт
(карты понятий)
Что плохого в обычном тексте? Идет сплошняком. Для того, чтобы найти что-то в тексте – нужно вчитываться в предложение. Сложно вычленить информацию, важную сейчас. Смысл ментальных карт – наглядно представить информацию. Нужно вычленить основные понятия. Главное понятие – в центре. Главные ветки – жирные; менее важные – менее жирные. На одной ветке – одно слово. Длина ветки = длине слова. Желательно использовать максимальное количество картинок. Предлагается выделять ветки разными цветами. Можно несколько веток объединить в блок.
Проблемы использования средств ИКТ в образовательном процессе