Основные категории (понятия) педагогики
1. Воспитание - это целенаправленный педагогический процесс, создающий условия для развития и целостного становления личности. Это самая главная категория педагогики.
Есть понятие воспитания в широком смысле и узком смысле. Воспитание (в широком смысле) – целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки его к производственной и общественной культурной деятельности. По сути это процесс передачи опыта от поколения к поколению.
Воспитание (в узком смысле) – математики: воспитание аккуратности и т.д. Это воспитание, направленное на формирование отдельных свойств и качеств личности, формирование внутреннего духовного мира человека. По сути воспитание в узком смысле – это формирование духовного мира человека.
Воспитание – процесс целенаправленный. Когда говорят, что пьяницы плохо воспитывают своих детей, это некорректно, т.к. там вообще нет воспитания.
2. Образование - процесс и результат целостного становления личности, физического, интеллектуального, духовного, ощущаемого посредством приобщения к культуре.
или
Образование - процесс и результат усвоения человеком определенной суммы знаний, умений и навыков, способов и приемов мышления, развитие их способностей и интересов.
С одной стороны, мы говорим: он получает образование. Т.е. образование – это процесс. С другой стороны, мы говорим: он получил хорошее образование. Это уже результат.
3. Обучение – совместная деятельность учителей и учеников, направленная на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и социальных возможностей обучающегося.
Обучение – это всегда совместная деятельность. Нет совместной деятельность – процесса обучения тоже нет.
4. Развитие – положительно направленный процесс количественных и качественных изменений психических и физических свойств личности и физических и умственных сил.
5. Деградация – отрицательно направленных процесс.
Процессы развития и деградации могут идти параллельно. Ребенок пошел в школу: развивается психически, а зрение деградирует. Ребенок может физически развиваться, а мотивы учебной деятельности могут деградировать.
6. Формирование - процесс становления человека как объекта и субъекта человеческих отношений.
На человека действует множество факторов, в том числе и стихийных.
Категория формирование более широкая, чем воспитание. Формирование происходит и под влиянием среды и прочих факторов, а воспитание – это целенаправленное воздействие.
7. Социализация – процесс усвоения человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Должно быть не только усвоение, но и воспроизведение.
Почему так важно понять определения? От развитости категорийного аппарата зависит развитие научной мысли. Термины должны быть однозначна. Так, слово «сила» в разных науках многозначно.