«Федон» (Платон). Конспект
Между смертью Сократа и приговором ему прошло немало времени, т.к. приговор был вынесен в день, когда смертные казни были запрещены.
К Сократу ходили его друзья; они вели с ним философские беседы. Жалости не было, но и удовольствия от беседы тоже не было; было смешение удовольствия и скорби.
В день смерти друзей пустили к Сократу позже обычного. Сократа расковали. Сократ сказал, что противоположное всегда сопровождает друг друга: больное и мучительное и приятное. Так в оковах нога болела, а сняли оковы – и ноге приятно.
Сократ в тюрьме сочинял стихи, т.к. хотел знать, а не это ли было его предназначением.
Далее Сократ рассуждает о том, что налагать на себя руки не дозволено, т.к. мы под опекой богов, и надо держаться этой опеки до конца. Умереть можно только тогда, когда дозволят боги.
Сократ с легкостью принимал смерть, т.к. знал, что уходит к другим богам, мудрым и добрым, и к умершим, которые лучше живых. Сократ был уверен, что умерших ждет некое будущее и что оно неизмеримо лучше для добрых, чем для дурных.
Критон передал Сократу просьбу прислужника меньше разговаривать, когда выпьет яду, иначе придется пить 2-3 раза. Сократ не внемлет данному совету.
Сократ сказал, что готов к смерти потому, что подлинные философы всю жизнь занимаются только вопросами умирания и смерти.
[Душа и тело с точки зрения познания истины]
Симмий замечает, что раз философы этим занимаются, то они и заслуживают смерти, по крайней мере, это будет мнением большинства.
Сократ просит оставить большинство в покое и задает вопрос, что есть смерть, отвечая, что смерть – это отделение души от тела. "Быть мертвым" —значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и что душа, отделенная от тела, — тоже сама по себе.
Сократ замечает, что заботы истинного философа обращены на душу, а не на земные наслаждения. Таким образом философ освобождает душу от общения с телом. По мнению людей, тому, кто не находит в удовольствиях ничего приятного, и жить не стоит, он уже на полдороге к смерти.
Сократ рассуждает, как приобретается способность мышления – ведь мы не можем доверять зрению и слуху. Эта способность приобретается только в размышлении, причем лучше всего мыслится тогда, когда душу не тревожат ни слух, ни зрение, ни боль, ни удовольствие, т.е. когда общение с телом минимально.
Истина не доступна, пока человек в теле; тело не дает хорошо мыслить. Оно – источник страстей, войн, т.к. войны порождаются стремлением к богатству во имя угождения телу. Таким образом, достичь истинного знания можно лишь после смерти, избавившись от тела.
Истинные философские знания – в освобождении и отделении души от тела.
Философам свойственны мужество (всегда они готовы к смерти) и рассудительность (умение не увлекаться страстями). У остальных мужество происходит от боязни или робости еще большего зла. Умеренные люди воздерживаются от одних удовольствий, т.к. боятся потерять другие. Они воздержны благодаря невоздержности. Но истинное — это очищение от всех страстей, а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение — средства такого очищения.
Те, кто учредил таинства, были не так просты, а еще в древности знали, что сошедший в Аид непосвященным будет лежать в грязи, а очистившиеся, отойдя в Аид, поселятся среди богов. Сократ покидает землю в уверенности, что в Аиде найдет добрых друзей и владык.
Кебет требует доказательств того, что душа не умирает вместе со смертью.
Четыре доказательства бессмертия души.
1. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей
По древнему учению души из Аида приходят в наш мир и затем уходят обратно в Аид. Противоположное возникает из противоположного: меньшее становится большим, а большее – меньшим, слабое возникает из сильного и наоборот, сон из бодрствования и т.д. Противоположность жизни – смерть. А если они противоположны друг другу, то и возникают друг из друга, и между двумя этими противоположностями возможны два перехода – умирание и оживание.
Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг, если бы возникновение шло по прямой линии, то возникновение прекратилось бы.
2. Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека
Знание – припоминание; припоминание было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в человеческом образе. Значит, душа бессмертна.
Когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос — при условии, что вопрос задан правильно.
Припоминание бывает по сходству и по несходству. Мы задаемся вопросом, насколько полно или, напротив, неполно это сходство с припоминаемым.
Еще до рождения, мы знали, что такое доброе, справедливое, священное, равное, т.е. «бытие самое по себе».
Рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания. Это и называется "припоминанием".
А если существуют вечные ценности и душа их знает, то душа существовала до рождения.
Таким образом, доказано, что душа существовала до рождения. Далее доказывается, что душа не умирает вместе с телом. В частности, это следует из первого доказательства, что живое возникает из умершего. 3. Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души, т.е. от равенства души самой себе (т.е. понимания души как простого объекта)
Рассеивается все составное и сложное, несоставное не рассеивается. Несоставные вещи — это те, которые всегда постоянны и неизменны, а те, что в разное время неодинаковы, - составные. Так, прекрасное, справедливое всегда неизменны. Но прекрасные люди, кони, плащи изменяются. Их можно ощупать, увидеть. Значит, существует зримое и безвидное. Безвидное – неизменно, а зримое изменяется. Тело – зримое, а душа – безвидное.
Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться, а душе — властвовать. Божественное создано для власти, а смертное — для подчинения.
Если душа при жизни избегала связи с телом, она уходит из этого мира чистой и навеки поселяется среди богов. Но если при жизни она угождала телу, она уходит тяжелой, эта тяжесть тянет ее на землю. Такие души-призраки можно видеть среди могил. Они на столько тяжелы, что становятся видимыми. Они блуждают до тех пор, пока не приобретут новое тело. Тот, кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, будет ослом. Те, кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков, ястребов или коршунов. Но в род богов могут перейти только философы, т.к. они гонят желания тела, не боятся бедности.
Душа философа бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, понимая, что это приносит не только обычное зло (например, заболевания, бедность и т.д.), но и ранит душу. У любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу и делает ее как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. И тогда душе не перейти в Аид чистою, она обречена на перерождение.
Так, лебеди, вещие птицы, принадлежащие Аполлону, поют прекрасную песню в свой последний день, предчувствуя блага в Аиде – ведь ни одна птица не поет, когда страдает от голова или холода.
Но слушатели усомнились в доводах Сократа. Так, Симмий говорил, что душа – гармония, и поэтому она погибает быстрее тела, как гармония звука, произведенная лирой. А Кебет говорил, что, возможно, существует последнее тело, с которым погибнет вместе и душа.
Но если признать, что душа есть гармония, сотканная из телесных начал, то она не могла существовать раньше тела. Кроме этого, если бы душа была гармонией, она должна была бы существовать в гармонии с телом, а она призвана властвовать телом, что часто противоречит потребностям тела.
4. Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни (от сущности души как причины жизни)
Все прекрасные вещи становятся прекрасными через прекрасное, то же можно сказать и о больших, и малых вещах, т.е. существуют идеи, и вещи получают свои имена в силу причастности к этим идеям.
Надо отличать: из противоположной вещи рождается противоположная вещь, но сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность. Так и душа, привносящая жизнь, никогда не примет смерти. Значит, душа бессмертна. Но бессмертное неуничтожимо, следовательно, душа тоже неуничтожима.
[Этические выводы из учения о душе]
Раз душа бессмертна, надо думать о ее чистоте. Когда человек умрет, его гений сопровождает его на суд. Все, пройдя суд, с вожатым перебираются в Аид. У каждого своя участь в Аиде. Пробыв там долгий срок, души опять же с вожатым возвращаются обратно. Пусть в Аид тернист, поэтому необходим вожатый.
Если душа замарана, все от нее бегут, в том числе и вожатые. И душа долго блуждает в нужде и стеснении, пока не придет время водворить ее в должное место.
Вывод: Душа бессмертна – этот вывод получен Сократом путем логических рассуждений. Наверное, это действительно так, поскольку все религии утверждают то же самое. Кроме этого, сейчас много книг на эту тему – и все авторы также сходятся в том, что душа бессмертна и неуничтожима. Однако искать смерти специально не следует, т.к., как говорит Сократ, во-первых, чтобы заслужить место среди богов в Аиде, надо очистить душу при жизни, и во-вторых, не следует убегать из-под опеки добрых богов, охраняющих любого человека, – есть вероятность ухудшить свою участь. |
Противоположности всегда сопровождают друг друга.
Нельзя покушаться на собственную жизнь – обоснование Сократа.
Смысл философии – вопросы умирания и смерти.
Трактовка смерти – отделение души от тела.
Философ освобождает душу от общения с телом – трактовка философии.
Мышление идет через размышление в пустоте.
Тело – источник страстей; оно не дает мыслить.
Что такое философские знания.
Природа мужества разная. Большинство воздержанны благодаря невоздержанности!
Истина – в очищении от страстей; разумение – средство очищения.
Непосвященный в Аиде лежит в грязи.
Древнее учение – из Индии, наверное.
Жизнь возникает из смерти, а смерть из жизни. Очень интересно.
Иначе – конец света!
Интересная мысль.
Поразмыслив.
Т.е. у человека уже «вшиты» некоторые функции.
Доказательство бессмертия.
Зримое (тело) – изменяется, безвидное (душа) – нет.
Душа должна властвовать над телом, что трудно достижимо.
Объяснение призраков – очень интересно и правдоподобно.
Теория о переселении душ.
Страсти ранят и тело, и душу. Интересная метафора. Страсть – это гвоздь!
Интересная информация о лебедях!
Душа и гармония – разные вещи.
Душа – причина жизни, противоположность смерти; она бессмертна и, следовательно, неуничтожима. Красивая логика!
Трактовка загробного мира. Интересно.
О душах грешников.
|