Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Одаренный ребенок

Одаренный ребенок

 

 

1. Понятие одаренности, типы и виды одаренности. Признаки общей умственной одаренности.

 

Понятие одаренности

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

 

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

Уровень одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 

 

Типы и виды одаренности

 

1. Интеллектуальный тип одаренности

Определяли на основе специальных тестов интеллекта (IQ). Однако эта система вызывает немало споров, т.к. для достижения успехов в науке, искусстве нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

 

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: 
- когда проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации,
- когда высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания. 

 
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

 
При этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. 

 

Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

 

 

2. Академический тип одаренности

При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Медалисты чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности.

 

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в способности самостоятельно выходить на глобальное осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

 

 

3. Художественный тип одаренности

Проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

 

 

4. Креативный (творческий) тип одаренности

Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

 

Практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы; часто нежелание идти «в ногу» со всеми остальными является личностной основой их одаренности.

 

Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, например, нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

 

 

5. Лидерская (социальная) одаренность, или «организаторские способности».

Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако необходима и хорошо развитая интуиция, способность к сопереживанию; часто у людей с этим типом одаренности наблюдается  яркое чувство юмора.

 

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры: с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, ведут за собой.

 

Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями как заурядные хулиганы.

 

6. Психомоторная или спортивная одаренность

Мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. У выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности. Примеры: удачливый бизнесмен Пеле (футболист), талантливый педагог Ирина Роднина (фигуристка). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

 

 

Признаки общей умственной одаренности

 

1). Новаторство, позволяющее ему открывать новые приемы и закономерности.

 

2). Склонность "все делать по-своему". Например, наряду со способностью мгновенно быстро находить путь решения задачи наблюдается склонность тщательно анализировать проблему, обосновывать собственные действия.

 

3). Особый тип организации знаний: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.

 

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению.

 

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

 

1) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.

 

3) Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, рождающая поразительное упорство и трудолюбие.

 

4) Предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов.

 

5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

 

 

2. Диагностика одаренности.

 

Наблюдение  и дальнейшая оценка.

Дают оценку в баллах каждой характеристике. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставят 5 баллов, если она выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Далее суммируют баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») делят на количество вопросов и полученное число записывают. Усредненные результаты по всем областям сравнивают между собой. Выделяют 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремятся создавать условия для развития способностей.

 

Пример характеристик для определения одаренности в интеллектуальной сфере

1.         Высокая познавательная активность, мобильность.

2.    Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3.    Устойчивость внимания.

4.    Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний.

5.    Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6.    Богатство активного словаря.

7.    Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду..

8.    Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9.    Развитость творческого мышления и воображения.

10.Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

 

 

 

3. Факторы, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности.

 

1. Развитие ребенка.

2. Воспитание трудолюбия.

3. Семья, культурная среда.

 

4. Особенности воспитания одаренных детей.

 

  1. Воспитывать трудолюбие, т.к. хорошие задатки не гарантируют успеха

 

  1. Необходим индивидуальный подход в формировании способностей, т.е. обеспечение дополнительной работой тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы, развивать их способности, в том числе трудоспособность.

 

  1. Создать атмосферу доброты, чуткости, внимательности. В обратном случае, способности ребенка могут угаснуть из-за отсутствия интереса, насмешек и критических замечаний взрослых.

 

  1. Для развития творческого потенциала ребенка необходима немного завышенная оценка его сил и возможностей, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами. Ведь на жизненном пути одаренной личности немало трудностей, к которым нужно постепенно готовить малыша, укрепляя его веру в себя.

 

  1. Одаренному ребенку необходимо свободное время, когда он мог бы уединиться и побыть наедине с собой.

 

Итак, стратегия взрослых во взаимодействии с одаренным ребенком должна быть следующей: прибегать к аналогиям, задавать наводящие вопросы, создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности, проявлять терпимость и интуицию.

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.