Педагогические ситуации. Возможные ошибки
Начинайте с более мягких приемов
Как добиться того, чтобы ваша защита не казалась резкой и грубой? Наша система предписывает защищаться с помощью вопросов, поскольку вопросы позволяют перевести центр внимания окружающих с вас на личность противника. Тем не менее, в большинстве случаев надо начинать защиту не с вопросов, а с очерчивания границ, т.е. с приема «Поставьте забор».
Поначалу вы должны ответить вежливо, делая вид, будто вы не поняли, что вас оскорбляют. Допустим, гость, зашедший к вам на чашечку чая, вдруг замечает: «Как у вас грязно!» «Спасибо, вам не стоит об этом беспокоиться», – говорите вы. Только если человек не уймется, переходите к более тяжелому оружию, например спросите: «Разве это ваша забота?» Можете также воспользоваться каким-либо из следующих вариантов действий.
• Скажите: «Как вы думаете, почему другие наши знакомые (перечислите их имена) не проверяют чистоту в нашем доме?» Важно перечислить знакомых поименно, чтобы их образы возникли как невидимые свидетели ситуации (прием «Призовите невидимых свидетелей»).
• Спросите, почему никогда не делает подобных замечаний человек, которого ваш гость уважает (тот же прием).
• Можно спросить: «А у своего отца (начальника, знакомого, умеющего жестко ставить на место) вы проверяете чистоту в комнате?» (Прием «Вы такой храбрый не со всеми».)
• Если и этого будет мало, спросите: «На каком основании вы делаете нам такие замечания? Кто дал вам на это право?» Наконец, вы можете сказать: «Что заставляет вас так настаивать на том, что вы обладаете привилегией делать нам замечания?» (Прием «Поставьте над агрессором начальника».)
Избегайте передразнивания
Ппередразнивание – не единственный способ показать человеку, что он поступает недостойно. Нарисовать словами картину того, как ведет себя человек, и спросить, что заставляет его выполнять подобные действия, сложнее, чем передразнить его, но гораздо эффективнее. Скорее всего, агрессор не узнает себя и решит, что вы преувеличиваете, более того, поспешит сообщить знакомым, что вы кричите и строите какие-то рожи, так как у вас что-то с психикой.
Не упрекайте невежу в том, чего не видно
Если вы хотите сделать замечание тому, кто вел себя с вами непочтительно, ни в коем случае не упрекайте противника в действиях и качествах, которых нельзя представить с помощью зрения или слуха.
Надо так. «Не следует говорить со мной повышенным тоном» - это будет замечание по существу, поскольку любой может представить, как говорят повышенным тоном. Или: «Прошу вас не говорить обо мне «через мою голову», если я нахожусь в том же помещении», поскольку и такая ситуация легко представима.
Если же вы скажете: «Прекратите разговаривать по-хамски» или «Прекратите это безобразное поведение», вы припишете вашему противнику действия абстрактные, о реальном содержании которых можно поспорить. То, что ваш противник ведет себя «безобразно» или «по-хамски», – это только ваше личное мнение. Не занимайтесь оценками. Вместо вынесения оценочных суждений обвините противника в том, что он сделал реально – в том, что можно увидеть глазами или услышать ушами!
Разумеется, чтобы обвинять в чем-то конкретном, надо уметь точно диагностировать и называть словами, что именно в поведении противника противоречит общепринятой этике.
Покупатель, недовольный тем, что единственная продавщица в магазине не могла начать обслуживание, так как была занята приемкой товара, принялся громко комментировать все ее движения:
– Ну куда она опять пошла?! Опять она куда-то полезла! А нельзя ли поживее?!
Все эти слова произносились довольно громко, и продавщица их слышала, хотя непосредственно к ней провокатор не обращался.
Наконец, не выдержала:
– Мужчина, почему вы себя так ведете? (Продавщица сделала ошибку, выдвинув обвинение в абстрактной форме, не указав конкретных действий агрессора. Действительно, что значит «вести себя так»?)
– Я-то нормально себя веду, а вы, видимо, не собираетесь обслуживать покупателей! – с готовностью подхватил мужчина, которому, очевидно, хотелось поскандалить. Двигайтесь живее! (Как и следовало ожидать, на абстрактное обвинение: «Почему вы себя так ведете?» – агрессор ответил столь абстрактным, бессмысленным утверждением: «Я нормально себя веду». Если бы продавщица указала на что-то конкретное в его грубых репликах, ему пришлось бы оправдываться по существу.)
Агрессор всесилен лишь до тех пор, пока то, что он делает, не имеет определенного названия.
Представляйте то, о чем вы говорите.
Приемы нашей системы работают в любой ситуации, однако существует способ значительно снизить их действенность – не представлять зрительно того, о чем вы толкуете.
1. Если вы используете прием «Поставить забор», то вообразите себе этот забор, через который ваш агрессор преступать не имеет права. Противник заметит ваш взгляд, очерчивающий границу, которая и должна существовать между людьми, а также изумление, с которым вы наблюдаете за его диким поведением, и почувствует себя в точности как мальчишка, пойманный, когда он перелезал через ограду чужой дачи.
2. Если вы используете прием «Поставить над агрессором начальника», представьте себе того человека, которого наверняка остерегается ваш противник. Очевидно, что воображаемый «начальник» должен находиться либо над головой противника, либо за его спиной. Например, если на вас кричит некая дама в автобусе, вы можете представить, что в том же автобусе едет милиционер, который вот-вот сделает замечание крикливой гражданке, или что со спины к ней подходит священник из церкви, которую она исправно посещает.
3. При использовании приема «Почему господин N. не обратится ко мне лично?» необходимо мысленно поставить рядом это третье лицо. Положим, агрессор, осуждающий ваше поведение, опирается на мнение авторитетов (которых он, возможно, цитирует превратно) и говорит вам: «Ленин сказал, что...» Вы смотрите в сторону от противника и немного вверх (Ленин, как-никак, философ и историческая личность, поэтому вы имеете полное право представить его находящимся над вашим противником) и говорите всем своим видом: «А ты что, Ленин? Кто ты такой, чтобы говорить от его имени?»
4. Пользуясь приемом «Поставьте перед агрессором зеркало», в своем воображении поднесите к противнику зеркало. Вы даже можете чуть заметно выполнить жест, напоминающий то, как вы берете зеркало в ладонь (лучше левой руки), и поднять руку перед противником чуть ниже уровня его глаз (только не прямо перед лицом). Можно подставить ему «зеркало» обеими руками, при этом «зеркало» должно быть размером примерно 30x40 см.
В общем случае, когда кто-либо оскорбляет вас, представьте, что вы не один на один с этим человеком и с его пособниками, а что рядом полно заинтересованных зрителей. Например, над вашим противником находятся его начальник, милиционер, его школьная учительница, воспитательница из детского сада, его родители или, наконец, сам Господь Бог. При этом между вами и вашим противником находится забор.
Помните: любить агрессора вы не обязаны!
«Согласно нашей системе, встретившись с хамом, следует реагировать не на его истинные побудительные мотивы и цели, а на внешние проявления ненормального поведения. Ваше дело – лишь обеспечить неприкосновенность собственной личности, не прибегая к встречным оскорблениям.
Некоторые авторы уверяют, будто можно обезоружить агрессора отвечая добром на зло, однако я возражу, что на самом деле случаи успешного применения этого принципа объясняются тем, что, когда вы начинаете действовать подчеркнуто мягко, вы изображаете либо родителя, воспитывающего глупого ребенка, либо психиатра, который разговаривает с умственно отсталым пациентом. Именно ваша снисходительность, а не доброта обезоруживает противника. Ему попросту не хочется выглядеть глупо в глазах окружающих.
Или некоторые авторы говорят, что мы должны соглашаться с любым оскорблением. Идея проста: агрессор рассчитывает вызвать у своей жертвы отрицательные эмоции, однако та отказывается доставить ему это удовольствие, отвечая равнодушным или насмешливым согласием. Есть одно условие, когда этот прием обращается против вас: это ситуация, когда окружающие не слышали начала разговора, в ходе которого вас оскорбили. Они примут ваши слова либо за признание собственной неправоты, либо за наглый вызов.
Практикум педагогических ситуаций. Как можно было поступить по-другому.