Понятие “электронный образовательный ресурс” (ЭОР)
Авторы – Матросов, Больцук. Посвящена использованию ЭОР при обучении школьников математике (есть в библиотеке). Они делали ЭОР с использованием языков программирования (ЯП).
Использование ЭОР началось не под эгидой информатизации образования, а намного раньше. Если говорим о внедрении. 80-е годы. Что такое ЭОР – это программы, которые м. использовать для обучения детей, которая содержит некоторые учебные материалы по предмету. Но: не во всех школах еще есть компьютеры, а если есть, то не мощные. Выполнение заданий было затруднено - меньше возможностей, медленные компьютеры – написать на бумаге было быстрее. С одной стороны, в 80-е видели в компьютерах будущее («компьютеры решат все»), но в наше время надежды на компьютеры не оправдались. Проблемы оказались большими, чем положительный эффект. На какой-то момент об использовании ЭОР забыли.
Опять появились в 90-е годы. Появляется офис, презентации. Учителя начали использовать презентации. Чаще всего это были учителя информатики и математики.
2004 год – информатика стала обязательным предметом в школе, появились компьютеры и возможности для их использования, поставка дисков с ПО в школу.
Сейчас использование ЭОР – одно из актуальных направлений.
Если замена, можно дать ЭОР – на проверку материла. Можно давать по различным предметам, детям разного возраста.
Есть такая фраза в книге у Григорьева «Фундаментальные основы информатизации образования»: «Скорость появления новых названий и определений в этой предметной области практически сопоставима со скоростью происходящих изменений в области информационных и инновационных технологий». Ты купил компьютер и можно сразу сказать, что он уже устарел. Поэтому понятие ЭОР быстро меняется, используются различные понятия.
1. Существуют различные цепочки понятий.
I. Цепочка понятий (в различных учебниках встретите различные понятия)
/*При написании курсовой по ЭОР на ТМОИ – найти литературу, свежую, после 2012 года - очень быстро все меняется.*/
1)Роберт И.В. Кузнецов А.А. Они использовали такое понятие: Информационные ресурсы образовательного назначения. Но, соответственно, под этим понятием они понимали различные программы, которые использовались в образовательном процессе. Информационные ресурсы образовательного назначения у этих авторов бывают:
a.Локализованные – на локальных носителях;
b.Распределенные – сетевые версии программ.
Реализуются чаще всего в виде электронных изданий учебного назначения. Учебное средство, реализующее возможности средств информационных технологий и ориентированное на достижение цели.
С помощью ЭОР м. достичь следующих целей:
- представление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа – объединение различных способов представления информации (звук, видео, графика, текст и т.д.); например - презентация;
- осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии.
Интерактивное взаимодействие - обратная связь, т.е. должен быть результат, оценка, какое-то сообщение на действие учащегося. Пример – правильно/неправильно, покрутить куб – возможность чертить, перемещать объекты.
- Контроль результатов обучения и продвижение в учении. Организация управления учебным заведением.
Электронный журнал; программы, которые реализуют тесты; продвижение в обучении – это когда сохраняется предыдущий результат, например, сервисы web 2.0 – вики технологии (сохраняются результаты предыдущих работ; видно, что добавили).
- Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организация управления учебным заведением.
Метод. обеспечение. На уроке можно зайти на сайт электронных коллекций образовательных ресурсов, выдать оттуда д/з – чтобы дети сели и выполнили задание за компьютером. П
Подготовка учителя к уроку – есть программы, которые помогают найти лекционный материал, сделать конспект урока и т.д.
Управление школой. 1с выпускает комплект 1с школа – бухгалтерскими вещами можно заниматься, можно всевозможные данные по школьникам; по тому, как они учатся, электронный журнал.
Составная часть ЭОР - программные средства учебного назначения. Это программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной степени реализуется методика ее изучения. Предметная область – это д.б. программное средство по какому-то предмету. Презентация, тесты, математический конструктор, которые м. использовать учитель. Кроме этих средств, есть еще и то, что позволяет управлять школой.
II цепочка понятий. Григорьев С.Г. Гриншкун В.В.
1)Информационные ресурсы образовательного назначения электронные издания учебного назначения программные средства учебного назначения.
Электронные издания – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. Т.е. электронные издания – это всевозможные виды информации. Бывают двух видов:
i.на носителях
ii.в сети
Образовательные электронные издания (ЭИ). Электронные издания, которые содержат систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающий творческое и активное овладение обучающимся ЗУН в этой области. Характерен высокий уровень исполнения, полнота информации, художественное оформление, методический инструментарий. При создании требуются разные специалисты: программисты, дизайнеры, методисты по предмету, психологи – для проверки на соответствие возрастным особенностям. (ПСУН в первой цепочке – почти идентичное понятие.)
Образовательное электронное издание не может быть переведено в печатный вид без потери качества (не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств). Что это означает? Если образовательное электронное издание тестирующее. Оно позволяет автоматически переходить к следующему заданию, отвечать на задания, подсчитывает количество баллов, выдает результат. Многие тестовые оболочки позволяют распечатывать тесты, но: учителю придется тесты проверять самому.
Электронные учебники. Особенность состоит в том, что какие-то понятия выделены; кликнув по понятию, можно увидеть определение. Есть содержание, по которому можно переходить.
Математический конструктор – можно покрутить, рассмотреть, построить. При распечатке уже нельзя.
III Осин А.В. Основное понятие: Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – учебные материалы, для воспроизводства которых используются соответствующие электронные устройства.
Мы можем рассматривать различные ЭОР:
1)Текстографические (отсканированный материал, его можно распечатывать).
2)Текстографические с гипертекстом (есть элементы гипертекста, т.е. возможность перехода). Не м.б. распечатаны.
3)Ресурс, полностью состоящий из звукового или видео фрагментов. Например, показали фильм «Война и мир». Не м.б. распечатаны.
4)Мультимедиа ЭОР (говорим о ресурсах современных) – реализуют интерактивность и т.д. Они без потери качества не могут быть распечатаны.
Требования к современным ЭОР.
a.Должен быть с высоким мультимедийным насыщенным контентом.
b.Независимость хранения от времени использования, даты, ОС.
c.Создание учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий, опираясь на данный ресурс. Учителя могут сами выбрать задания для каждого ученика и разместить в виде дерева.
Один из основных сайтов – единая коллекция образовательных ресурсов:
i.school-collection.edu.ru/
ii.
iii.
Таких коллекций много. Коллекция была больше. Но: возросли требования к ресурсам, поэтому ресурсы сократили.
2. Классификация. Классификация может быть основана на различных основаниях.
С точки зрения систем обучения в целом. ЭОР м.б.:
- те, которые используются на уроках – тесты, презентации, мат. конструктор;
- во внеурочной деятельности – в рамках контролирующих и оценивающих, справочно-энциклопедического характера, домашнего репетитора.
По методическому назначению:
- Обучающие – 1С репетитор подготовки к ЕГЭ; есть теор. материал, задания, проверка.
- Тренажеры – соло на клавиатуре для обучения навыкам печати.
- Контролирующие – тесты; модель в 1С компьютере с проверкой – как на мат. тренажере.
- Информационно-поисковые и информационно-справочные – энциклопедия, есть поиск по информации.
- Демонстрационный – презентации учителя в поддержку лекции.
- Имитационные – имитация аспектов реальности, например, как работает атомная электростанция; имитация солнечный системы – как вращаются планеты вокруг Земли.
- Лабораторные – по химии.
- Моделирующие – м. смоделировать какой-то процесс. М. смоделировать процесс, описанный формулой в Excel – м. менять параметры и смотреть, что б. получаться.
- Расчетные – калькуляторы, Excel.
- Учебно-игровые и игровые. Сайт plastelino.net.
- Коммуникационные – то, что позволяет организовать общения. Вебконференции, вебсеминары.
- Интегрированные – м. содержать различные элементы.
По функциональному назначению:
- Педагогические программные средства – обучающие, тренажеры, имитационные, информационно-поисковые, лабораторные, моделирующие и т.д.
- Диагностирующие или тестовые программные средства – то, что позволяет проконтролировать знания учащихся.
- Инструментальные программные средства – позволяют создать ЭОР. Power Point.
Основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)