Методы научно-педагогического исследования
*Чтобы наука была выделена в науку, у нее должны быть свои методы исследования, объект и предмет.
Вопросы:
- Объект научно-педагогического исследования.
- Характеристика теоретических методов исследования.
- Характеристика эмпирических методов исследования.
Метод – способ достижения цели. Какие цели н-п исследования? Цель п. исследования – познание и раскрытие объективных закономерностей пед. процесса, многообразных пед. явлений и пед. фактов.
По сути дела объектом пед. исследования являются сам пед. процесс, пед. явления, пед. факты.
Пед. процесс – целостный учебно-воспитательный процесс, предусматривающий единство обучения, воспитания и развития школьника. Это не только уроки, это все, что происходит в школе. Помимо этого, в пед. процесс включается взаимосвязь различных воспитательных влияний (школа, семья), а также форм и методов организации деятельности учащихся. Т.е. понятия пед. процесса очень широко.
В чем проявляются сущность, закономерности пед. процесса? Они проявляются в различных пед. явлениях. Дать определение пед. явления так же трудно, как и дать определение физ. явления.
Пед. явление – все то, что характеризует пед. процесс. Например, падение успеваемости в классе; или внешнее дифференциация, с которой активно борются. Развитие мотивов учебной деятельности конкретного ученика – тоже пед. явление.
Пед. явления проявляется в конкретных пед. фактах. Так, на основании каких фактов мы делаем вывод о существовании такого пед. явления, как падение успеваемости в каком-либо классе? – На основании оценок за к/р. Т.е. каждое пед. явление проявляется в отдельных пед. фактах.
Какие пед. факты характеризуют такое пед. явление, как развитие мотивации у какого-либо ребенка? Например, в младшей школе. Чаше поднимает руку, стал задавать вопросы, вопрос что будет, выполнил необязательное задание.
Таким образом, познание пед. процесса есть объект научно-пед. исследования.
Изучать пед. процесс, пед. явления и факты можно на разных уровнях и разными методами.
Классификация методов исследования (уровни): эмпирический (практический), теоретический, методологический уровни.
Методологический уровень – рассматривает сами методики и методы их исследований. Это уровень докторский диссертаций. Здесь создается теория и стратегия исследования.
Теоретические методы в педагогике