Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Иммануил Кант

Философия Иммануила Канта

(1724 – 1804)

 

  1. Эпоха, жизнь, сочинения, теоретические источники философии.
  2. «Докритический» этап философской эволюции Канта.
  3. Задача, структура, важнейшие понятия «Критики чистого разума»; смысл «коперниковского» переворота, совершенного Кантом в философии.
  4. Трансцендентальная эстетика, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная диалектика.
  5. Этика Иммануила Канта.

 

Первоисточник:

Предисловие к первому изданию «Критики чистого разума».

 

Вступление

 

Кант – гениальный мыслитель. Кант – основоположник немецкой классической философии, представленной Фихте, Шеллингом, Гегелем, Людвигом Фейербахом. Кант – философ немецкого просвещения. Он опирается на разум, верит в его безграничные познавательные возможности. Он верит в демократизм, убежден в историческом прогрессе.

 

Главная особенность (или интуиция - синоним) философии Канта – утверждение свободы и нравственного достоинства человека. Это удивительно, если учесть, что Кант жил в Германии 18 века – в стране с феодальной структурой, которая была раздроблена (существовало около 200 карликовых государств, которые соперничали между собой), где сохранялись сословные перегородки, политический деспотизм и несвободы.

 

В то время во Франции была революция (1789 г.); (В России: - Дидро выезжает к Екатерине II, чтобы наставить ее, как управлять государством; Чаадаев не знает русского языка). Немцы фактически осуществляют духовную революцию. Немецкий поэт Гейне и Маркс назвали философию Канта немецкой теорией французской революции.

 

Философию Канта называют трансцендентальным идеализмом. Сложность его философии объясняется революцией, которую он совершает, и языком – он предлагает новую терминологию, чтобы раскрыть содержание своих идей. Трансцендентальная, априорные познания, продуктивное воображение, категорический императив, легальные и моральные поступки – словарь философии Канта.

 

В этой философии присутствует также дуализм.

 

Знаменитое высказывание Канта: «Две вещи постоянно восторгают и восхищают меня – звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

 

 

 

Эпоха, жизнь, сочинения, теоретические источники философии.

 

Кант родился в 1724 году в Кенигсберге, в Восточной Пруссии, в семье ремесленника. В семье было 9 детей, он был пятым ребенком. Некоторые дети умерли, остались 6. Кант обладал слабым здоровьем от рождения. Но путем самодисциплины закалил свое здоровье и прожил 80 лет.

 

Отец был шорником – изготавливал изделия из кожи. Кант очень уважал мать, которой был обязан многими чертами своего характера.

 

*Дети, которые испытали любовь матери, экстраверты. Они коммуникабельны, доброжелательны.*

 

В 8 лет поступил в гимназию, несмотря на бедность семьи (его туда устраивает мать). Получает хорошее образование. В гимназию ученики должны были приходить к 7 часам, но к 6 должны были быть на месте. Занятия – до 4 дня. После – факультативы, где изучали языки (польский, французский, древнееврейский и т.д.). Школа была на выносливость.

 

По окончании гимназии Кант поступает в Кенигсбергский университет. Закончив, в течение 9 лет работает домашним учителем в разных городах Восточной Пруссии, но не выезжает далеко за пределы Кенигсберга.

 

Курьез. В 1758 г. русские войска во время 7-летней войны заняли Берлин (Восточную Пруссию), и Кант присягнул на верность Елизавете и несколько лет был гражданином России. Но Петр III вернул Землю немцам, и Кант опять стал немецким гражданином.

 

В 1755 году он поступает преподавателем в Кенигсбергский университет (приват-доцентом), испытывает материальную нужду, вынужден подрабатывать помощником библиотекаря. *Приват-доцент получал зарплату от отчислений тех средств, которые приносили студенты. Так что у Канта не было гарантированной оплаты*. И только через 15 лет Кант становится профессором, его материальное положение улучшается. Он преподавал огромное количество дисциплин: философия, метафизика, логика, математика, физическая география, естествознание. Его ученик Гердер оставил восторженное впечатление о его лекциях.

 

Кант не женился, хотя дважды был влюблен. «Когда мне могла понадобиться женщина, я не мог ее содержать; но когда я мог ее содержать, она мне уже была не нужна». Хотя Кант не был женат, он не был затворником. Часто собирался круг знакомых. Однажды молодой лейтенант нечаянно опрокинул бокал с красным вином, сконфузился. Кант тоже вылил свой бокал вина и начал рассказывать о сражении. Таким образом он спас молодого человека, привлекши к себе внимание. Это говорит о большой деликатности Канта. Кант также отличался пунктуальностью – жители Кенигсберга проверяли часы по Канту. Очень модно одевался – «лучше быть дураком по моде, чем не по моде».

 

 

Теоретические источники философии Канта

 

Это рационализм Лейбница и Вольфа. Рене Декарт. Английский эмпирик Давид Юм.

Кант писал, что «Юм разбудил меня от догматического сна».

 

В свой ранний период творчества (докритический) Кант был философом-реалистом, верил, что ученый познает объективные законы природы, отражает их в системе своих знаний. По Канту, задача ученого – отражать законы, которые внутренне присущи самой природе.

 

Кант совершил переворот под влиянием Юма. Юм занимался проблемой причинности. Причинность – законы природы в традиционной точке зрения. Юм говорит, что то, что мы называем причинностью - это лишь разновидность животной веры; привычную последовательность событий мы интерпретируем как порождение одного события другим. На самом деле это просто привычное следование событий. Пример. На птичьем дворе у кухарки курица, которая каждое утро ждет хозяйку, которая высыпает зерно. Курица начинает думать, что появление хозяйки – это закон. Но однажды хозяйка пришла с ножом и отправила курицу в кастрюлю. Привычная последовательность событий внезапно разрушается.

 

Сам субъект познания привносит в природу субъективные законы, сам формулирует их и потом транслирует на мир природы, которая сама по себе безучастна и не имеет к этим законам прямого отношения, считал Юм. Эта мысль была унаследована Кантом. Это ключевая мысль его гносеологии зрелого критического периода - «законы природы являются результатом априорной, синтетической деятельности нашего рассудка. Наш рассудок формулирует эти законы, а потом приписывает природе. То, что мы называем причинностью, единством, взаимосвязью – это результат конструктивной деятельности рассудка, который создает эти законы, предписывает их природе и познает эти законы как порождение своей собственной конструктивной энергии, или инициативы» (Кант).

 

Жан Жак Руссо также повлиял на Канта. Кант в юности отличался интеллектуальным высокомерием. Думал, что занятия философией возвышают человека. Руссо учил, что нравственное достоинство каждого человека равноценно, и Кант усвоил эту мысль. Человека надо уважать только потому, что он человек, а не за его социальный статус.

 

Ньютон, Галилей, Иоганн Кеплер, Коперник оказали огромное влияние на формирование естественнонаучных взглядов Канта.

 

Сочинения Канта

 

Докритический этап:

«Всеобщая естественная история и теория неба».

«Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» - работа посвящена шведском философу–ясновидцу Сведенборгу. Считал ясновидцем, т.к. мог найти квитанцию на покупку сервиза, запрятанную в библиотеке; мог сказать, что где-либо случился пожар.

 

«Критика чистого разума».

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения».

 

Докритический этап философской эволюции Канта

 

Творчество Канта делится на два этапа:

1755 – 1770 – «докритический» этап

1770 - защита диссертации, начинается критический этап философского развития. В диссертации он формулирует новые принципы своей философии.

 

Прежде чем философствовать, нужно исследовать познавательные способности человека, установить точные границы познавательных способностей, установить способности, на которые опирается та или иная наука. В этом заключается замысел критики.

 

В 1789 заканчивает преподавание. До конца жизни находится на позициях своей философии.

 

В докритический этап Кант обычный, реалистичный философ. Занимается проблема естествознания, проблемами философии науки; одновременно занимается проблемами познания, гносеологии. Главная проблематика – проблемы естествознания и гносеология.

 

Главный труд «Всеобщая естественная история и теория неба». В этой работе Кант изложил свою космогоническую гипотезу. Он показал возможный процесс происхождения нашей вселенной, опираясь на идеи Ньютона, Галилея, Коперника, Кеплера. Кант преисполнен познавательного оптимизма. Он говорит: «Дайте мне материю, и я покажу, как из нее возникает мир». Здесь Кант перефразировал Архимеда: «Дайте мне точку опору, и я переверну Землю» (использует свойство рычага).

 

Но Кант не может обойтись без Бога. В этом деизм. Бог нужен, чтобы объяснить возникновение материи, ее движение, возникновение жизни, разума, сознания. Средствами классической механики невозможно объяснить возникновение даже простейших организмов, утверждает Кант. Поэтому на помощь приходит Бог.

 

Как возникает мир. Сначала существует множество мельчайших атомов, которые отличаются разной плотностью. Под действием сил притяжения и отталкивания частицы приходят в движение и образуют сгущения. Более легкие частицы падают на более тяжелые, постепенно разогреваются, образуя раскаленное огненное ядро - солнце. Из рассеянных материальных частиц, которые остаются в плоскости экватора, по аналогичному сценарию образуются планеты. Кант предсказал существование в солнечной системе трех планет Нептуна, Урана, Плутона, которые были позднее открыты. Предполагал, что в нашей вселенной существует жизнь – чем дальше от солнца, тем большее разумна жизнь. Земляне – на средней дистанции от Солнца, и мы обладаем средними способностями. Самые разумные – на Юпитере и т.д.

 

Лаплас (фр. ученый) сформулировал примерно такую же теорию несколько лет позднее. В историю вошла гипотеза Канта-Ла Пласа. Также упоминается Д’Аламбер.

 

Замедляет ли земля свое вращение под действием притяжения сил Луны? Кант отвечает положительно. Луна вызывает дважды в сутки морские приливы – морская волна движется с востока на запад, а земля вращается с запада на восток. Приходит к выводу, что Луна испытала воздействия со стороны Земли – некогда она вращалась значительно быстрее, но под действием Земли она синхронизировала свое вращение с периодами земного вращения. Поэтому мы видим, что Луна обращена к нам одной и той же стороной.

 

 

Критический этап философской эволюции Канта.

 

Три периода:

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения».

 

 

Задача, структура, важнейшие понятия «Критики чистого разума»;

смысл «коперниковского» переворота, совершенного Кантом в философии.

 

Замысел «Критики чистого разума». Кант, как и многие философы до него, замечает несовершенство современной ему философии. Кант пишет в предисловии: «Метафизику одолевают вопросы, от которых она не может отвернуться, потому что они продиктованы ее собственной природой, но она не может ответить на них, потому что эти вопросы превышают познавательные возможности нашего разума».

 

В то же время Кант сравнивает состояние философии с математикой и естествознанием. Там точные знания, там никто не спорит – знание постепенно открывается, наследуется и сохраняется. Кант идеализирует математическое знание, (но, как показал 20 век, математика тоже лишена прочных оснований), верит, что математика и естествознание – образцы точного и достоверного знания. Необходимо реформировать философию и превратить ее в столь же строгую науку, каковыми являются математика и естествознание. Почему математика точна? В чем причина? Разгадка в том, что математика и естествознание апеллируют априорным синтетическим знанием.

 

Знание бывает эмпирическим и априорным. Эмпирическое знание иногда называют апостериорным. Это опытное знание. Априорное знание мы получает до всякого опыта. Чем отличаются эти две формы знания? Эмпирическое знание дает нам истинное представление о действительности, но оно случайно и не обладает качеством всеобщности.

 

27 апреля 2012 стояла солнечная погода – эмпирическое суждение. Но оно единично и случайно, хотя и несет новую информацию. Научные же суждения должны обладать универсальностью, всеобщностью и необходимостью. Это требования к научным суждениям по Канту.

 

Кант приходит к необходимости создать критическую философию. Замысел «Критики чистого разума» заключается в том, чтобы: 1) определить познавательные способности, на которые опирается та или иная наука; 2) установить границы, в пределах которых данная познавательная способность обеспечивает истинное достоверное знание о мире.

 

Кант выделяет три основных познавательных способности: 1) чувственное познание; на них опирается математика (арифметика и геометрия) по Канту; 2) рассудок – на него опирается естествознание; 3) разум – на него опирается метафизика, или философия. В соответствии с этим Кант формулирует важнейшие задачи своей критики: показать, что априорные синтетические суждения возможны не только в математике и естествознании, то также и в философии.

 

Структура «Критики чистого разума».

 

Первый раздел: трансцендентальная эстетика. Она отвечает на вопрос: как возможны априорные синтетические суждения в математике? Какие условия?

 

Второй раздел: трансцендентальная аналитика. Отвечает на вопрос, как возможно априорные синтетические суждения в естествознании.

 

Третий раздел: трансцендентальная диалектика. Возможны ли априорные синтетические суждения в метафизике?

 

 

Коперниковский переворот в философии

 

Суть коперниковского переворота заключает в утверждении творческой, активной, конструктивной роли субъекта в познавательном процессе. Субъект познания не пассивно отражает объективные законы, а создает, конструирует законы природы, упорядочивает чувственный материал, придает природе структурный, упорядоченный законообразный характер. Законы создаются самим субъектом и присваиваются природе.

 

 

Понятия «трансцендентный» и «трансцендентальный»

Аналитические и синтетические суждения.

Эмпирические и априорные суждения

 

Трансцендентальный – «перешагивающий границы», «сверхопытная сфера, подготавливающая возможности и условия априорного познания».

 

Трансцендентный – сверхчувственный. То, что находится по ту сторону природной реальности. Эта сфера, где находится бог, душа, бессмертие и свобода.

 

Кант различает в науке аналитические и синтетические суждения. Аналитические суждения – не дают нового знания о предмете мысли, они лишь раскрывают содержание предмета мысли. Например, материальное тело протяженно. Это аналитическое суждение. В понятие материального тела включено свойство обладания протяженностью. Мы не получаем нового знания, мы лишь раскрываем содержание предмета мысли.

 

Синтетическое суждение – дает новое знание о предмете. Могут быть эмпирическими и априорными.

 

Трансцендентальная эстетика. Как возможны априорные синтетические суждения в математике. Вызывает недоумение, причем здесь эстетика (раздел, изучающий прекрасное и взаимосвязь искусства и действительности).

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.