Сформулировать признаки урока как основной формы организации образовательного процесса, охарактеризовать типы уроков, перечислить основные структурные элементы комбинированного урока, выделить особенности основных этапов современного урока информатики в рамках системно-деятельностного подхода.
Урок – это законченная ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи. Т.е. обязательно урок имеет завершенность, временные границы и направлен на решение учебно-воспитательных задач.
Урок – это основная форма обучения.
Классификации уроков.
А. По ведущему методу: урок-беседа, киноурок, урок-лекция, урок-экскурсия. Неудобная классификация. Редко урок использует один ведущий метод.
Б. По познавательной деятельности учащихся: урок накопления фактов, урок осмысления учебной материала, урок формирования навыков. Не очень удобная классификация, т.к. многие уроки не попадут в эту классификацию, т.к. виды деятельности часто используются гармонично, а не расчленяются.
В. Классическая классификация - по ведущей дидактической цели (авторы – Галина Ивановна Щукина, Анищук):
Дидактическая цель |
Тип урока |
Структура урока* |
|||||||
1) Усвоение знаний |
1) Урок усвоения новых знаний |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Или:
Или: 1, эвристическая беседа (3, 4, 5), 6 (выполняем самостоятельную работу, 7 (подводим итоги), 8.
|
|||||||
2) Закрепление ЗУН |
2) Урок совершенствования ЗУН (знаний, умений и навыков) |
1, 3 , 7 (3 этап – самый большой) |
|||||||
3) Проверка усвоения знаний, умений, навыков |
3) Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков |
1 (как выполнять к/р, в какой последовательности), 6, 7 (итоги по к/р – все равно у учеников есть вопросы). |
|||||||
4) Обобщение систематизации знаний, умений, навыков |
4) Урок повторительно-обобщающий |
|
|||||||
5) – (не можем выделить ведущую дидактическую цель: что-то объяснили, повторили, закрепили) |
5) Синтетический или комбинированный урок |
|
Основные структурные элементы комбинированного урока:
1)Организационный момент
2)Проверка выполнения домашнего задания
3)Актуализация полученных ранее знаний
4)Усвоение нового материала
5)Первичное применение знаний
6)Организация самостоятельной работы
7)
8)Домашнее задание
Критерий, говорящий о том, что структура урока выбрана удачна, - реализация задач и целей урока. Если цели и задачи реализованы, то структура урока была удачна.
Особенности основных этапов современного урока информатики в рамках СДП.
9)Организационный момент
10)Проверка выполнения домашнего задания
11)Актуализация полученных ранее знаний. Часто уроки информатики носят проблемный характер. Разбирая проблемную ситуацию, ученики выясняют, что они знают, а что нет. Одновременно идет и мотивация, и актуализация, и понятие целей урока.
12)Усвоение нового материала. На уроке – это, как правило практическая деятельность или самостоятельная. работа. Этот этап совпадает со следующими этапами – 13) Первичное применение знаний, 14) Организация самостоятельной работы
13)Подведение итогов.
14)Домашнее задание.